Мария Залесская: «Читатель должен знать правду, а не додумывать!..»
Последнее время история все чаще оказывается в фокусе общественного внимания, вызывая порой весьма ожесточенные споры. Об исторической графомании, коммерческий выгоде и учебнике истории наш разговор с заместителем главного редактора издательства «Вече» М.К. Залесской.
-Мария Кирилловна, чем отличается издательство «Вече» от других отечественных издательств?
— Издательство «Вече» – первое историческое издательство России. Львиная доля литературы посвящена отечественной и зарубежной истории, выходит свыше 600 книг в год. Эту марку будем стараться держать и дальше.
— Прошлый год был годом истории России и вместил много памятных дат. Чем прославит ваше издательство год нынешний?
— Прежде всего, это 400-летний юбилей династии Романовых, который широко отмечается по всей России. Надо сказать, что эта тема всегда была в центре издательского внимания, но сегодня она значительно обогащена. Назову только некоторые издания. Фундаментальное глубокое исследование Евгения Пчелова «Романовы. История великой династии». В прошлом году издательство выпустило обширный том этого автора, посвященный Рюриковичам, и таким образом оказалась охваченной вся история России от истоков до 1917 года. Эти книги, я убеждена, должны быть в библиотеке каждого, кто интересуется отечественной историей. Совместно с издательством «Гриф» и «Лепта Книга» мы выпустили книгу «Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы Российской». Это полная, без изъятий двухтомная версия воспоминаний баронессы Софии Карловны Буксгевден, фрейлины и подруги св. страстотерпицы царицы Александры. Насколько они оказались востребованными, можно судить по тому, что сегодня выпущен дополнительный тираж этого издания. Серия «Царский венец» содержит массу интереснейших подлинных свидетельств о личной жизни последней царской семьи – «Оклеветанная Анна. Жизнеописание А.А. Вырубовой (Танеевой) А. Боханова, «Письма царской семьи из заточения», «Рядом с царской семьей» Пьера Жильяра и Даниэля Жирардена и др. Что касается близких времен, хочу отметить книгу, вышедшею в серии «Великие исторические персоны» к столетию прославленного аса Великой Отечественной войны А.И. Покрышкина, а также книги о маршалах Советского Союза А.И. Василевском и К.К. Рокоссовском Владимира Дайнеса. В серии ВИП вышла книга о великом русском ученом В.И.Вернадском, 150-летие которого приходится на этот год. Среди вышедших хотелось бы отметить серьезные работы Дмитрия Струкова «Столыпин» и Людмилы Черкашиной «Наталья Гончарова».
— А что никогда не может быть напечатано? Какие исторические фигуры ни под каким соусом не могут попасть в издательские планы?
— Таких фигур нет. Мы в той или иной степени освещаем все периоды истории, даже если они почему-то неудобны, исходя из убеждения, что читатель должен знать правду, а не додумывать что-то такое этакое, когда неоткуда взять информацию. А вот однозначно не могут быть предъявлены публике призывы к экстремизму, разжигание религиозной, национальной розни. Мы стараемся отслеживать это очень четко. К этому могу добавить, что для нас неважно, каких политических, идеологических воззрений придерживается автор. Если рукопись достойна публикации, она будет напечатана.
— Совсем недавно вышла в свет ваша книга о великом немецком композиторе «Рихард Вагнер. Запрещенный композитор». Её выход совпал со скандалом вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Германии. Похоже, ни один композитор не вызывает такой реакции как Вагнер.
— Нельзя заниматься самовозвеличиванием за счет кого-то, ибо сам композитор не несет никакой ответственности за то, что кто-то спекулирует на его творчестве, спустя 130 лет со дня его смерти. Если брать идеологию Вагнера, которая, к сожалению, затемнена огромным количеством разных клише и мифов, то в основе своей она глубоко гуманистична и построена на идее жертвенной всепрощающей любви. И если знать, что композитор положил всю свою жизнь воспеванию любви, — будь это любовь мужчины к женщине или человека к божественному, — то никакие ярлыки нацизма к нему не приклеить.
— Вы представляете своего читателя?
— Прежде всего, это человек, который интересуется историей нашей страны и зарубежной. При этом человек неравнодушный, увлекающийся и в массе своей знающий предмет. Мы стараемся максимально расширить нашу читательскую аудиторию, создавая новые серии, в которых есть академический уровень исполнения, а есть и ликбез, что ни в коем случае не умаляет усилий того или иного автора. А чтобы точнее узнать своего читателя, мы проводим встречи авторов с читателями, круглые столы, в планах создание клуба любителей истории.
— Как бы вы определили для себя, что такое «антиисторизм»?
— Сейчас, когда нет государственной идеологии и разрешено практически все, то, грубо говоря, как тараканы из щелей начали выползать графоманы, которые считают, что они вправе не только что-то изрекать, но и учить других. Это абсолютно вредная иллюзия, когда человек считает, что он может разбираться во всем. Скажем, некий имярек прислал нам заявку, в которой ничтоже сумняшеся написал, что он прочитал одну книгу такого-то автора и на ее основе написал вторую. Он, видите ли, сделал для себя некое открытие и считает своим долгом непременно заявить об этом всему свету.
— А если тема окажется коммерчески выгодной?
— Это, пожалуй, самое страшное, когда графоман приносит коммерчески выгодную тему. В советские времена ему бы не то что посылать заявку в издательство, но вообще браться за перо в голову не пришло. (Я исключаю клинические случаи). Дело в том, что было понятие школы. Сегодня мы это весьма стремительно утрачиваем. И это большая проблема, ибо человек, берущийся за перо должен понимать ответственность перед читателем. История наука очень сложная. Пусть сегодня тиражи мизерные, две-три тысячи экземпляров, но представьте, что «новейшие изыскания» прочтут молодые люди, слабо вооруженные историческим знанием? Каково им? Как понять, где правда, истина? Между тем масштабы этой вредоносной псеводолитературы нарастают как снежный ком. При этом псевдооткрытия кочуют из книги в книгу и даже приобретают некую основательность, воспринимаются как фундаментальные истины. Увы, ограничить появление такой литературы практически невозможно, в частности в силу того, что, как это ни горько звучит, сегодня коммерческий подход во много определяет выбор той или иной книги. Время ли или что-то иное диктуют свои условия во многом несогласуемые с мнением тех, кто работает в издательстве. Главные вопросы звучат так: востребована ли тема на рынке, будет ли книга продаваться? Таким образом, по читателю наносится двойной удар: историческая псевдолитература заводит его Бог знает в какие дебри, и одновременно он несет и просветительский урон, так как некоторые темы попросту замалчиваются, считаясь «некоммерческими».
— Например?
— Взять хотя бы историю русского театра. Или ту же Семилетнюю войну. Кстати, сегодня в преддверии 100-летия Первой мировой войны исследования на эту тему крайне скудно представлены. Этот список можно продолжить.
— Как вы взаимодействуете с теми, кто все-таки хотел бы попробовать свои силы на историческом поприще?
— К сожалению, у нас нет возможности ответить каждому автору, почему была отклонена его рукопись. На сайте издательства «Вече» www.veche.ru в разделе «Новым авторам» изложены основные требования, предъявляемые к рукописи.
— Последнее время ведется много споров о том, каким быть учебнику истории для школ. Каково ваше мнение?
— Я считаю, что в учебнике истории вообще не должно быть представлено никаких точек зрения, никаких комментариев. Должны быть даны максимально глубокие, широко освещаемые факты. Человек должен учиться мыслить самостоятельно, этому надо учить. Учебник — это цепь фактов и событий. Кстати, так мы избежим излишней политизированности истории.
— А что бы вы порекомендовали читателю из самого-самого, что готовится к выходу в свет в издательстве «Вече»?
— Хочу верить, что названные рукописи, которые готовятся к печати, будут интересны максимально широкому кругу читателей. В серии «Великие исторические персоны» выйдет новая биография знаменитого английского писателя, лингвиста и филолога Джона Толкина. Автор этой биографии известный историк, специалист по истории древних славян Сергей Алексеев. Он собрал огромный, уникальный во много материал о писателе. Увидит свет биография Говарда Лавкрафта, американского писателя, поэта и журналиста, одного из основателей жанра хорор /фэнтези. Глеб Елисеев написал о нем превосходную биографическую книгу, это первая, написанная русским автором, работа. И третья книга в этой же серии посвящена одному из творческих наследников Лавкрафта знаменитому американскому писателю Стивену Кингу, созданная одним из первых переводчиков этого писателя Вадимом Эрлихманом. Что касается отечественной истории, то ждем книгу Ольги Елисеевой «Бенкендорф», на выходе «Воспоминания о службе» Б.М. Шапошникова. К двум романам Александра Лапина «Утерянный рай» и «Непуганое поколение» добавится третья книга — «Благие пожелания».
Спрашивал Александр Арсеньев