8 книг с факультета крокодилистики
Елена Соковенина
Здравствуйте, сегодня у нас крокодил. Крокодил в литературе — фигура удивительная. Он философ, крокодил. Он эстет и умница. И, кроме того, большой скромник — какие бы чудеса, споры и вакханалии не творились вокруг него и из-за него, крокодил притворяется, что это не он, а кто-то совсем другой. Или даже он, но ни в чем не виноват. Не имеет отношения!
Еще он обладает обаянием настоящего злодея, виртуозный провокатор и плачет, как ребенок.
Поэтому ничего удивительного, что крокодила любят писатели-юмористы. Детские и взрослые. Например… это кто сейчас сказал “Чуковский”? Да, Чуковский, но его-то все знают!
Мы просто уверены, что крокодил Гена, которого мы с вами давно знаем и любим, читал “Крокодила” Достоевского. Во-первых, Гена — крокодил интеллигентный. Нам неизвестно, какое учебное заведение он закончил и закончил ли, но факультет крокодилистики явно посещал.
До нас дошел список учебной литературы с этого факультета. Полностью мы его дать не можем — придется писать масштабное исследование, а краткий, основной, выглядит предположительно так:
Ф.М. Достоевский. Крокодил
“— Он пропадиль, он сейчас будет лопаль, потому что он проглатиль ганц чиновник! — кричал хозяин.
— Унзер Карльхен, унзер аллерлибстер Карльхен вирд штербен! — выла хозяйка.
— Мы сиротт и без клеб! — подхватывал хозяин.
— Вспороть, вспороть, вспороть! — заливалась Елена Ивановна, вцепившись в сюртук немца.
— Он дразниль крокодиль! Зачем ваш муж дразниль крокодиль!”
Эту вещь Федор Михайлович написал, вдохновившись гоголевским “Носом”.
Но расчленять героев делить не стал, подошел к делу широко. И получилось…
Получилась у него невероятная история о том, как крокодил в зверинце съел чиновника. Причем, свершившийся факт вполне устраивает и начальство должностного лица, и жену его. А что же самое должностное лицо, образованный человек, Иван Матвеевич? Осталось ли от него что-нибудь, кроме выплюнутых очков?
Иван Матвеевич жив и в полной сохранности. Он стал знаменитостью. Публика валит валом, в кассе зверинца приятный звон и шуршание, а значит, имеет место не факт погубления животного (крепок желудок крокодила), а наоборот — вопиющая польза зверинцу.
Зверинцу? Бери выше — государству. Все газеты пишут о том, как то ли чиновник изжарил крокодила на обед — и это важно с точки зрения цивилизованного питания. То ли сам к нему в пасть залез и там сидит — а это серьезно с точки зрения общественных ценностей и настроений, — неважно. Важно, что все говорят.
Так что Иван Матвеевич счастлив. Он давно ждал случая заставить о себе говорить. Он изречет истины. Он укажет на недочеты. Они узнают, какому кладезю позволили пропадать в недрах чудовища!
Недоволен только один человек. Бегает какой-то, то ли друг проглоченному, то ли неизвестно, кто, нервирует общество, рассуждает об отношениях всех этих людей — гуманист несчастный.
Но крокодил Карльхен ведет себя прекрасно: он молчит.
Первый предмет на факультете крокодилистики, по которому проходят эту книгу — философия. А также обществоведение и немного этикет.
“Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович!”
Корней Иванович сочинил эту историю для многих поколений мальчиков и девочек, их мам, пап, бабушек и дедушек, хотя думал, что сочиняет только больному сыну. Начал он экспромтом, когда поезд , в котором они ехали, отошел от станции Териоки. У Финского вокзала он дошел до строк о том, как вбежал в комнату отважный Ваня Васильчиков и, как родного, целовал бывшего злого Крокодила.
Так за 20 минут был написан “Крокодил” номер два — самый знаменитый в России и
главное произведение по родной литературе на кафедре крокодилистики.
Игорь Жуков. Крокодил, который любил все красивое
“Крокодилу Золушка не удивилась.
Когда любовь, крокодил совершенно не удивителен.”
Если вам кажется, что этот сборник сказок с выглядит после Достоевского странно, то не торопитесь. Каждому времени — свое. И если в 1865м с крокодилом выступил Достоевский, то в 2010х — Игорь Жуков, знаменитый сказочник, один из авторов сценария к мультфильму “Кин-дза-дза”. Который сделан по фильму, который… видите, что получается? Получается связь времен, форматов, языка, на котором говорят писатели, чтобы сообщить важные вещи — а кому, собственно, детям или все-таки их родителям?
Да кому угодно. Есть такие вещи, которые нужны с детства — и навсегда. Мы не станем пугать публику словами “абсурд” и “сюрреализм”, и не станем напоминать об Алисе Кэррола или вываливающихся старушках Хармса, а просто скажем чистую правду: перед нами эксцентричные сказки для детей и взрослых.
Крокодил умудрился объединить вокруг себя Петра Первого с сыном, царевичем Алексеем, Бабу Ягу, Кащея и Деда Мороза, а также профессора Тарзанса и его сиятельство графа Карлысона. Записано со слов Савелия Мартышко, авантюриста.
Этот крокодил — лауреат Всероссийской литературной премии имени Ершова.
Новая книга по старому предмету на факультете крокодилистики: по умению рассказывать истории. Гена, скорее всего, учил его по “Коньку-Горбунку”.
Михай Орсаг. Заводи кого угодно, только не крокодила!
“Положение мое было незавидное. Четверть часа назад позвонил доктор Матэ Феньвеши и сообщил, что привез мне каймана, которого нужно срочно забрать: в коробке сидеть ему не нравится, а где еще его держать, сразу не придумаешь. Выбора у меня не было, пришлось спешно отправляться за кайманом.”
На этот раз никаких хитростей. Все очень просто: если человеку говорят: “Заводи кого угодно, только не крокодила!”, то этот короткий ультиматум стоит полного собрания сочинений. Мы уже поняли, что кроме крокодила, у него есть все, что только можно, что этого ему мало и что именно теперь появилась некая возможность завести крокодила.
Откуда появляются такие сумасшедшие? Чего им вечно не хватает? На что им крокодилы?
А, может быть, крокодил очень нужен. Может, именно крокодилом измеряется мир человека, не боящегося мечтать о невозможном? Потому что миру, как ни крути, придется с этим человеком ужиться. А ему с миром. С женой, друзьями и квартирной хозяйкой. И — а это самое интересное — с крокодилом. Обыкновенным настоящим крокодилом.
На факультете крокодилистики эта книга рекомендуется по предмету: “Человек. Природа. Общество”.
Мариасун Ланда. Крокодил под кроватью
“Показания к применению: Крокодифил эффективен при лечении заболеваний, характеризующихся такими симптомами, как тоска, чувство заброшенности, гипертрофированной ранимости. Крокодифил показан при лечении длительной неудовлетворенной потребности в общении и привязанности, которая возникает в ситуации одиночества и сексуального самоудовлетворения.”
(пер. А. Севастьянов)
Возьмем опять крокодила и попробуем измерить им сначала себя, потом близких, а потом уже как получится. Но что мы будем мерить? Длину? Ширину? Объем талии? Пожалуй, страх. Одиночество. Чувство юмора. То что делает людей близкими или наоборот. Согласитесь, что это любопытный способ выяснить, кто чего стоит: Взять и сказать — у меня, мол, крокодил под кроватью, ботинками питается. Тут врач констатирует острейший крокодилит и выписывает лекарства.
На факультете крокодилистики эта книга рекомендуется в качестве основного пособия по медицине. Крокодил Гена наверняка изучал его уже в старости, в порядке повышения квалификации.
Роальд Даль. Огромный крокодил
“Свинья ты, а не крокодил! — закричала Кривля. — Надеюсь, что все эти пуговицы и пряжки застрянут у тебя в глотке!”
(пер. Д. Крупской)
До слез печальная история о несчастном крокодиле, который не читал книжек, и от того не знал: пожилой, респектабельный, уважающий себя Крокодил ни за что на свете не станет связываться ни с мальчиками, ни с девочками, ни вообще с маленькими детьми. Видите, что бывает без книг? Сто лет прошли без толку.
На факультете крокодилистики эту книгу теперь рекомендуют по этике. И по мировой крокодильской литературе.
Игорь Акимушкин. И у крокодила есть друзья
“Все птицы и звери избегают крокодила. С одной тиркушкой живет он в ладу, потому что пользуется ее услугами”.
С рассказа о крокодиле, которого избегают все звери и птицы, кроме маленькой птички-куличка, начинает свою книгу Игорь Акимушкин. Он, вообще говоря, имеет в виду симбиоз разнообразных видов живой природы, а сама книга — научно-популярная, что-то вроде увлекательного учебника. Но между строк читается некая общая мысль, то, вероятно, главное, что имел в виду писатель: нет на свете никого ненужного, бесполезного и все могут пригодиться друг другу. Нужно только понять, с кем объединиться — для взаимной пользы и удовольствия.
На факультете крокодилистики эту книгу рекомендуют в качестве основного учебника по всем предметам.
Константин Богданов. О крокодилах в России
И наконец. Только для взрослых крокодилов. Почему именно крокодил стал такой популярной фигурой в России? Откуда он там взялся? Когда это произошло? Как именно приложили к этому делу руку философы, логики и моралисты? Почему им откликнулся глас народа? Какая еще деревенская экзотика? Какие крокодилы являются наиболее авторитетными? Что такого важного в курьезах и почему без них нельзя?
Полная теория российской крокодилистики.
|