«Можно объяснить другим, почему ты вышла за своего мужа, но нельзя убедить в этом себя» 1 июля родилась Жорж Санд
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения Авроры Дюпен, которая получила мировую известность под псевдонимом «Жорж Санд».
Мадемуазель Дюпен имела интересную родословную — её прадедом по отцу был сам Мориц Саксонский, знаменитый полководец, бастард саксонского курфюрста Августа Сильного, главный маршал Франции и автор трактата «Rêveries», который долгое время был основополагающим во французской военной науке.
Если отцом Авроры был потомок Морица Саксонского Морис Дюпен, то матерью будущей «Жорж Санд» стала тридцатилетняя экс-танцовщица Софи-Виктория Делаборд, уже имевшая дочь по имени Каролина. Именно этот факт послужил причиной того, что после смерти отца девочка осталась со своей родовитой бабушкой, которая не хотела держать в доме простолюдинку и в особенности её прижитую ранее старшую дочь. Впоследствии Жорж Санд напишет, что мать и бабушка «рвали её на клочки».
Девочку и её старшего сводного брата (сына отца от первого брака) обучал домашний учитель — не только наукам, но и верховой езде. Поскольку мужская одежда была удобнее для таких занятий, юная Аврора привыкла одеваться по-мужски.
Еще одним важным фактом для формирования характера будущей писательницы стала её учеба в Августинском монастыре, куда бабушка отдала внучку, открыв её намерение сбежать к матери в Париж. Софи-Виктория, кстати, отнеслась к этой идее дочери довольно прохладно, чем отстранила от себя Аврору, с тех пор сохранившую к матери подчеркнутое уважение, но не любовь. В монастыре девочка увлеклась религиозной литературой, по её словам, испытала несколько видений и твердо намерилась стать монахиней, но от этого явно незрелого решения её отговорил духовник аббат Премор.
Аврора покинула монастырь после того, как её бабушка пережила инсульт, а когда, после второго удара, мадам Дюпен парализовало, приняла обязанности наследницы имения. Тогда же, не оставляя привычных занятий верховой ездой в мужском платье, она начинает много и вдумчиво читать философов: Аристотеля, Паскаля, Шатобриана, Монтескье и Руссо, которым особенно восхищалась.
После смерти бабушки, испытывая давление со стороны матери, которая хотела выдать дочь замуж или сослать её в монастырь, Аврора Дюпен принимает решение выйти замуж, сама составив себе партию, поскольку понимает — одинокая девушка будет постоянно подвергаться опасности. В 1822 она знакомится с помещиком Казимиром Дюдеваном, который покорил её тем, что сделал предложение лично, не через родных. Несмотря на протесты матери, Аврора и Каземир обвенчались в Париже.
Казимир был бесконечно далек от литературы и философии, к тому же для Авроры, воспитанной в католическом монастыре, супружеские отношения оказались шоком. Хотя муж был хорошим отцом (у пары родился сын Морис), Аврора тяготилась его обществом и испытывала постоянный стресс — Казимир же считал все её недомогания надуманными. У Авроры начинается «вторая жизнь» — сперва платонический, а потом и вполне реальный любовник, от которого — так считает большинство биографов Жорж Санд — она и родила свою дочь Соланж. Казимир в свою очередь заводит многочисленные интрижки и прикладывается к бутылке — Аврора с детьми уезжает в Париж, где живёт её новый возлюбленный, Жюль Сандо. С мужем они договариваются о выплате Авроре ренты и о том, что она будет периодически приезжать в их имение, чтобы сохранить видимость супружества для окружающих.
В Париже происходят два важных поворотных момента. Во-первых, Аврора начинает писать — и не от желания самовыразиться, а потому, что ренты не хватает на жизнь и нужны деньги. Во-вторых, она открыто ходит в мужской одежде, которая, в отличие от дамских платьев, стоит дешевле и ещё мужчин пускают в партер театра, который тоже является «эконом-классом», а Аврора — страстная театралка. В начале они с Жюлем Сандо пишут вместе, но потом он самоустраняется, так как Аврора пишет львиную долю абсолютно самобытного текста. Слегка модифицировав фамилию «Сандо» и взяв «Жоржа» в качестве имени, Аврора Дюпен выпускает роман «Индиана», положивший начало карьере писателя, которого мы все сегодня знаем как «Жорж Санд».
А дальше были Альфред де Мюссе и болезненный разрыв, развод и раздел имущества с Казимиром Дюдеваном, христианский социализм и, конечно, жизнь с Фредериком Шопеном. И хотя многие друзья писательницы считали гениального поляка «злым гением» и «крестом» Жорж Санд, именно Шопен дал толчок созданию романа «Лукреция Флориани». Что же касается неприятных сцен между взрослым уже сыном писательницы Морисом и её возлюбленным, это неизбежные проявления жизни, которые не обходят стороной даже людей искусства…
Санд также успела принять участие в революции, агитируя за республиканские выборы и редактируя «Бюллетень республики».
В 1876-м году, в возрасте семидесяти двух лет, Аврора, которую тогда уже весь читающий европейский мир знал как Жорж Санд, умерла в своем имении — том самом, где она жила когда-то с Казимиром. Узнав об этом, Виктор Гюго сказал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!».
|