6 книг для детектива-любителя
Случалось ли вам когда-нибудь представлять себя сыщиком? Не в смысле ключи найти или расследовать, почему из стиральной машинки вынимаются исключительно непарные носки-сироты, а настоящим сыщиком? “Алло, вас беспокоит Скотланд-Ярд! Необходима ваша помощь!” А, вы, мастер своего дела, конечно, благородно соглашаетесь.
Не бросать же коллег в беде.
Случалось? Наверняка. Тогда давайте представлять вместе.
***
Юрген Торвальд. Век криминалистики
“Бертильон? Кажется, вы чиновник двадцатого класса и работаете у нас всего восемь месяцев, не так ли? И у вас уже появились идеи?! Ваша докладная читается как анекдот.”
(Пер. Ф. Решетников)
Конец 19 в. Париж. Бывший каторжник по фамилии Видок становится основателем французской криминальной полиции Сюртэ. Помощник письмоводителя Бертильон разрабатывает систему антропометрических данных, позволяющую идентифицировать преступников. Некто Хершел, бенгальский чиновник, изобретает идентификацию по отпечаткам пальцев. Лондон. Только что основан Скотланд Ярд. Нью-Йорк. Алан Пинкертон открывает сыскное агентство.
Двадцатый век стремительно приближается. Совсем скоро появятся методы судебной медицины, проложит себе путь токсикология, а судебная баллистика простым и точным языком изложит балладу о пуле убийцы.
Если бы мсье Андрие — префект парижской полиции 1879 г., и ее шеф, Гюстав Масэ, видели паспорта образца 2013 года, антропометрические паспорта, при получении которых не у преступников, но у обычных граждан, берут отпечатки пальцев, надо полагать, у них глаза полезли бы на лоб. Они смеялись над Бертильоном.
***
Эжен-Франуса Видок. Записки Видока
“Я увидал себя полураздетым, и, исключая двух талеров, запрятанных в кармане исподнего платья, у меня не оказалось ни гроша. Тогда мне сделалось ясным, что действительно, по желанию маклера, мое дело было скоро сделано”.
Могучая фигура Видока (1775-1857) послужила прототипом для множества книжных сыщиков. Гюго писал с него Жана-Вальжана и инспектора Жавена. Аллан По — Дюпена. Габорио — своего Лекока. Бальзак, Эжен Сю и Дюма-отец тоже не смогли пройти мимо — как и множество их и наших современников. Их легко понять: история сына пекаря, который начал с того, что обокрал собственного отца, чтобы бежать в Америку, — та еще история. “Только преступник может поймать преступника”, — любил говорить бывший солдат, бывший паяц бродячей цирковой труппы, бывший налетчик, основатель и первый директор парижской криминальной полиции Сюртэ. Один из первых профессиональных детективов.
***
Виталий фон Ланге. Преступный мир. Воспоминания сыщика
«Агент не должен бояться смерти или угроз, а идти на розыск с убеждением, что его другие боятся, и в полной уверенности в успехе.”
Воспоминания выдающегося российского сыщика, начальника сыскных отделений Одессы и Харькова, мастера агентурной работы и талантливого криминалиста Виталия Владимировича фон Ланге (1863-1918). Захватывающие расследования, раскрытие схем криминальной паутины, типажи и категории карманников, грабителей, убийц и всякого рода мошенников описаны колоритным языком армейского офицера и кадрового сыщика, долгие годы прожившего в Одессе.
Впервые книга была опубликована в Одессе, в 1906 году под названием “Преступный мир. Мои воспоминания об Одессе и Харькове” и долгие годы носила гриф “для служебного пользования”. Фон Ланге прослужил в полиции более 25 лет, из которых 18 — в Одессе, одном из крупнейших преступных центров Российской Империи.
В 1918 г. фон Ланге погиб насильственной смертью. При невыясненных обстоятельствах.
***
И. Путилин, Аркадий Францевич Кошко.
На страже отечества. Уголовный розыск российской империи
“У меня к вам просьба, — сказал я Григорьеву. — Завтра, между 12 и 4 часами дня явится к вам в отделение некто Хамелейнен. Может быть, в сопровождении знакомого...”
Биографические записки двух знаменитых российских сыщиков: первого начальника петербургской сыскной полиции Ивана Дмитриевича Путилина (1830-1893) и главы московского уголовного розыска Аркадия Францевича Кошко (1867-1928). Обоих называли гениями сыска. Оба следили за современными достижениями криминалистики, внедряли их практическое применение в России и разрабатывали собственные методы, которые, в свою очередь, заимствовал Скотланд-Ярд. Надо сказать, писательская жилка сильна у обоих: то, что скучно называется биографическими записками, на самом деле — увлекательные рассказы. Что и неудивительно: оба увлекались чтением детективным романов. Это увлечение привело к тому, что двадцатилетний Путилин из канцелярского служащего в Хозяйственном департаменте Министерства Внутренних дел превратился в главу Сыскного отделения.
А молодой Кошко, начавший свою карьеру в пехотном полку, попросился на службу полицию. Он стал полицейским инспектором в Риге.
***
Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойла
“— Это невозможно! — решительно заявил доктор Рэнсом в разгар беседы.
— Нет ничего невозможного! — не менее решительно возразил ММ. Он вообще легко раздражался. — Разум может все. Когда наука наконец-то поймет это, мы шагнем далеко вперед.
— А летательный аппарат? — спросил доктор Рэнсом”.
(“Жак Фатрелл. Загадка тринадцатой камеры”, пер. М. Костионовой)
Не только Конан Дойль, Габорио и даже не только Эдгар По. Были и другие имена. Все они были известны и потом забыты. Заслуженно ли? Не просто же так в свое время публика терпеливо ждала, когда выйдет новый рассказ о расследованиях профессора Ван Дузена про прозвищу Мыслящая Машина, юного, но чрезвычайного сообразительного мистера Джонни Ладлоу, женщины-сыщика Лавди Брук или новелла о сыщике-плуте, мастере перевоплощения полковнике Клее.
Детективные новеллы и повести печатались тогда в иллюстрированных журналах и приходилось дожидаться целый месяц, если вы читали, скажем, “Эргози” или “Стрэнд”. Кстати, именно в “Стрэнд” начали печататься рассказы о Шерлоке Холмсе. В этой книге вы не найдете ни одного слова о Ш.Х., зато познакомитесь с блестящей антологией викторианского детектива. Познакомитесь довольно близко: перед каждым рассказом короткая статья об авторе — не менее занимательная, чем сам детектив. Кроме того вступительный очерк об истории детектива Александры Борисенко — руководителя проекта. Кроме того, комментарии Светозара Чернова (те, кто читал его пособие для холмсоведов “Бейкер-стрит и окрестности”, но все еще не добрался до “Не только Холмс” могут крякнуть — и немедленно броситься за книгой). Кроме того, иллюстрации. В общем, у любителя детектива эта книга просто должна стоять на полке.
***
Валерий Землянов. Основы сыскного ремесла
“Сколько лет, сколько зим!” Частный сыщик N только что вышел из офиса, как услышал голос, показавшийся ему знакомым. Он посмотрел на мужчину, сказавшего эти слова и узнал в нем своего бывшего сослуживца. За рюмкой хорошего коньяка г-н N. узнал, что… ”
“Книга предназначена для широкого круга читателей, а также может служить пособием для начинающего частного детектива”, — отмечает Валерий Михайлович Землянов, директор Латвийской Федерации детективов и служб безопасности. Изданная в 2004 г. (кстати, не в Риге, как можно было бы подумать, а в Минске), а написанная еще раньше, когда и к Интернету не у всех был доступ, она теперь уже кое-где выглядит забавно: скажем, когда речь идет о работе с электронными носителями, работе с архивами или наведении справок. Но, в конце концов, упомянутые вещи и в наши дни не ограничиваются поисковиками, а сама книга рассказывает и как работают с информаторами, и как проводится внешний осмотр помещений, и обращает внимание на некоторые “подводные камни” в смысле юридическом, и, в том числе, что собой представляет частный сыск как вид коммерции.
Отметим, что по занимательности это все же не Ланге, не Кошко и не Путилин. Местами ощущается атмосфера (да, представьте, в учебнике ощущается атмосфера!) и пинкертоновского детектива, и неуловимый аромат самой Риги, и собственно характер профессионала, любящего свое дело.
И если вдруг вам почему-либо интересно, как работает сыщик, что он должен уметь и как становятся сыщиками — все это здесь есть.
Елена Соковенина.
|