Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Олег Дивов: «Игра началась вместе с литературой»

    29.08.2013 09:00 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    Интервью с Олегом Дивовым было сделано в форме блиц-беседы. «Новости литературы» уверены, что получившийся результат станет прекрасным утешением в последние дни уходящего лета: Олег Игоревич как всегда остроумен, наблюдателен и интересен!

    Олег Дивов - фото partypreview.ru

    Олег Дивов — фото partypreview.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    — Было такое, чтобы вы читали свою собственную книгу – отстраненно, как чужое произведение?

    — Нет, я столько не выпью. Если смотреть по стилистике, «олегов дивовых» несколько, их примерно четверо, в зависимости от решаемых задач, но даже такой далекий от меня  стилистически Дивов, как автор цикла «Профессия: инквизитор», или Дивов, который с холодной головой и ледяным сердцем писал «Выбраковку», все равно слишком узнаваем. От себя не убежишь.

    — Вы когда-нибудь напишете «Лучший экипаж Вселенной», или «Лучший экипаж Солнечной» останется самостоятельным произведением?

    — Теоретически могу предположить, что… Практически – не вижу смысла. «Экипаж» — зверский и беспардонный постмодернизм на грани издевательства, но с живыми персонажами. Чтобы повторить это, нужно особое настроение. Нужно беззаветно любить спейс-оперу, например. Ну, полюбил, хватит уже.

    — Летом в книжном магазине «Москва» у вас прошла встреча с читателями. Чем народ в основном интересовался? Был какой-то вопрос, чтоб прямо заинтересовал и озадачил?

    — Было две презентации, одна шумная и развеселая, другая тихая и камерная, и честно скажу: ничего конкретно не помню. Помню людей, их улыбки, их радость. Радовать людей – моя профессия. Да, надо говорить с каждым, дать каждому хотя бы минуту побыть рядом со мной… Поэтому, кстати, я обычно на презентациях не сижу, а стою: так людям теплее, так снимается дистанция. Но сами вопросы улетучиваются из памяти. Мое дело – отвечать на них, а не запоминать. Причем, удивить меня, даже ошарашить, удается многим. Вот этот момент удивления – тоже помню. И только.

    — Вы согласны, что ваш рассказ в «Либеральном Апокалипсисе» можно трактовать строго обратно концепции всего сборника? Или это у меня сложилось ошибочное мнение? А если нет, как так вышло, что составители сей факт упустили?

    — Сергей Чекмаев – хитрая и профессиональная бестия, он не упускает ничего. У него одна проблема: бюджет всегда маленький, и «статусные» авторы выедают его в ноль. Поэтому, например, сборник «Беспощадная толерантность» оказался намного слабее, чем было задумано, и вообще ушел в сторону от исходного концепта: беспощадное стебалово и качественный глум не делается на коленке и стоит денег. Это только кажется, что у нас куда ни плюнь – талант, способный бесплатно вынуть из кармана здоровенную дулю, расписанную под хохлому, и предъявить сразу всем: гомофобам, гомофилам, черносотенцам, белоленточникам, партии и правительству… Если бы. Умелых словесников мало, а злостных нонконформистов еще меньше. И объем «добирали» сентиментальной любительщиной… А с «Апокалипсисом» все прошло по плану. Для чего меня и зовут в такие сборники: чтобы был как минимум один автор, который гарантированно двинется поперек тренда. Иначе сборник будет бить строго в одну точку: и какой тогда смысл?.. Другой разговор, что равноценной «дискуссии» между авторами еще ни разу не вышло. Обязательно перевешивает одна сторона.

    И совсем другой разговор, что «Объекты…», как в короткой версии, так и в полной, именно либеральная антиутопия. Но поскольку это моя либеральная антиутопия, то как хочешь – так и трактуй.

    — У главных героев «Инквизиции» есть прототипы, или это абсолютно самостоятельные образы?

    — В процессе работы крепло ощущение, что кого-то Август и Делла мне напоминают. Не внешне, а чисто эмоционально. Август внутренне всегда готов к подвигу, который для него ни разу не подвиг: ну, надо сделать что-то, он и делает. А Делла, напротив, геройствовать терпеть не может, она ведь человек военный, зато для нее естественно жалеть людей, сопереживать им – а потом она удивляется, отчего вдруг в нее начали стрелять… В общем, есть прототипы.

    — Вообще, было время, когда отечественные фантасты любили «протаскивать» в персонажи друзей, недругов и знакомых. Навскидку взять хоть «Остров Русь» Лукьяненко-Буркина, или вершининскую «Сельву». Сейчас это как-то сошло на нет. Наигрались? Пришло время «взрослой» коммерческой книги, без междусобойчиков? Наполучали по морде? Или на самом деле всё происходит, просто мы разучились узнавать прототипов?

    — Наигрались, конечно, но ничего еще не кончилось. Просто сейчас это не так заметно. В той же «Леди» есть один персонаж, по-моему совершенно шикарный – добрая пародия на одного моего доброго знакомого. Так, чисто для своих примочка. А еще туда пробрался генерал Рублев, у которого «матчасть порядком изношена» — и читатели уже опознали в нем моего друга и соавтора Метроэльфа. Возможно, это напоминает детские игры в песочнице. Но игра началась вместе с литературой.

    — Что сегодня, сейчас вам говорят по поводу «Выбраковки»? В целом то же, что и раньше, или у читателей появились новые идеи?

    — В целом то же, что и раньше. Есть три точки зрения: это утопия, это антиутопия, и правильная – это про то, чего мы на самом деле хотим, и чего в себе обоснованно боимся. Потому что люди, у которых все хорошо, такого не хотят.

    — «Ночной смотрящий», по-моему, один из лучших вампирских романов в современной литературе (если не лучший вообще). Это был эксперимент с темой? Как вообще возникла идея написать эту книгу?

    — Спасибо на добром слове. Это очень старая затея. Первую часть я полностью выдумал еще в начале 90-х. Но кому нужна деревенская повесть про оборотня от неизвестного автора? Нужен был роман от известного автора. Потом я посмотрел «Вампиров» Джона Карпентера – и что-то в голове щелкнуло.

    — Вы поддерживаете новый российский антипиратский закон, согласно которому любой сайт с контрафактом можно будет закрыть? В том числе контрафактом книжным.

    — Насколько я знаю, сайты никто не закрывает, блокируется только доступ. Да, скорее поддерживаю, чем нет. В основном – из личной неприязни к «пиратам». Почему-то все забывают, что «пиратство» это бизнес. И каждый раз, заходя на «пиратский» сайт, ты делаешь немножко богаче какого-то неудачливого эмигранта, у которого жизнь на чужбине сложилась так бездарно, что он стал скупщиком краденого из России. Торговать реальным товаром, украденным в России, у него кишка тонка, и он торгует краденым виртуальным товаром, причем, всячески стимулируя к воровству простых граждан. Без поддержки облапошенных им простецов, которые добровольно тащат к нему контент, «пират» – ничто. Но эти балбесы – тащат и тащат, делая «пирата» богаче и богаче за счет моего труда. Мне такая ситуация не нравится.

    — Вообще, сильно ли вы лично, писатель Олег Дивов, страдаете от того, что ваши книги выкладывают в Сеть анонимусы? Признаюсь, что лично я сперва прочла «Объекты в зеркале заднего вида» с Флибусты – а потом заказала в магазине в бумаге, чтобы дать почитать максимальному числу людей…

    — Ну, я уже сказал: мне не нравится, что на моих текстах наживается кто-то, кому я этого не разрешал. Да еще и нагло прикрывается словесами о «свободе информации». Упущенную выгоду тут просчитать сложно, почти нереально, я ее и не считаю. Где-то года до 2005-го я сам выкладывал свои тексты в свободный доступ, потом это стало просто бессмысленно – их «распирачивали» раньше, чем я успевал пошевелиться… Понимаете, вот кладу я «Оружие Возмездия» к Мошкову на ArtOfWar, его там читает сто тысяч народу, я с этого не имею ни копейки, и Максим тоже, так мы ни копейки и не просим. Я выложил – значит, считаю нужным. Почему – никого не касается, ну вот такой у меня хитрый маркетинг, или такая большая чистая совесть, кому какое дело. А когда за меня решают, что где будет лежать, да еще и рубят на этом бабло – нет, это неправильно.

    — Кстати, и в «Симбионтах», и в «Объектах…» у вас так или иначе проскальзывает мысль, что в недалеком будущем время бесплатного и открытого интернета закончится. Это, в общем, понятно – непонятно другое. Почему оно всё ещё продолжается сейчас?

    — Очень большая инерционность государственных машин, вот и все. Они там что-то знают о позавчерашнем интернете и даже пытаются работать на опережение — закрутить гайки вчерашнему. А интернет уже завтрашний. Поэтому они рубят головы гидре, а все без толку. Метко и четко сказал мой коллега Михаил Тырин: «Бороться с пиратством, запрещая доступ к торрентам – все равно что бороться с поносом, запрещая доступ к унитазу». Когда до властей дойдет, что контролировать интернет можно только покусившись на его ключевые, базовые принципы – и найдется человек, который им эти принципы разъяснит, — вот тут и начнется самое веселье.

    — Ну и традиционный финальный вопрос «Новостей литературы». Что вы сейчас читаете или только что прочли? Расскажите в двух словах об этой книге.

    — Книга Натальи Громовой «Распад. Судьба советского критика в 40-е-50-е годы» — возможно, лучшее, что написано о «литературном процессе» в СССР. Чтение жуткое, но по-своему увлекательное. Несчастные люди, что они творили друг с другом, и что творила с ними власть… Очень душеполезное чтение для тех, кто не помнит Советского Союза и принятых там правил игры. Своеобразные были правила, я еще застал их.

    А для текущей работы штудировал дневники Анны Достоевской и Софьи Толстой, надо было там кое-что сверить, в результате — увлекся. Занятный момент: в судьбе крупного русского писателя жена, как правило, не «домоправительница» или вспомогательный персонал, а вполне себе боевая подруга, способная очень здорово на эту судьбу повлиять. Достоевского его вторая жена фактически на себе вытащила, это в целом общеизвестно, но дневники помогают увидеть эмоциональный фон. Они субъективны – тем и хороши, тем и интересны.

     

    Беседовала Ника Налёта.


    Интервью Олег Дивов писатели современная отечественная фантастика фантастика

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2022 — Новости литературы. All Rights Reserved