«Нет никуда выхода из жизни, из ее кровавого и мутного сладострастия, если не осмыслить ее как жизнь моей Родины» — 120 лет со дня рождения Алексея Лосева
«Новости литературы» поздравляют своих читателей со 120-летием со дня рождения Алексея Лосева, выдающегося философа и филолога.
Алексей Федорович Лосев родился 22 сентября 1893 года в Новочеркасске, в казачьей семье. Он прожил длинную (94 года), трудную и чрезвычайно духовно насыщенную жизнь подлинного русского интеллигента. В 1915 году одаренный юноша окончил историко-филологический факультет Московского университета сразу по двум отделениям: философии и классической филологии.
Собеседник Семена Франка, Николая Бердяева и ученик Павла Флоренского, он всю жизнь проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.
За книгу «Диалектика мифа» (1930), в которой Лосев открыто отвергал марксизм и официальную философию – диалектический материализм, – философа подвергле травле и репрессиям. Он был приговорен к 10 годам лишения свободы, его жена – к пяти, но через 3 года, благодаря удачному заступничеству сестры Максима Горького, их освободили. Отбывая наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, Алексей Федорович почти полностью ослеп, с годами удалось лишь частично восстановить зрение.
В дальнейшем Лосев вынужден был маскировать, порою довольно неулюже, свои мысли под диалектику марксизма, снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина. После смерти Сталина работы ученого вновь стали публиковаться. В его библиографии более 800 произведений, более 40 из них являются монографиями.
Кроме трудов по истории философии, эстетике античности, философии музыки, внесших неоценимый вклад в развитие отечественной культурологи, перу Лосева принадлежат и замечательные литературные произведения. Написанные в жанре мемуаристики, они буквально завораживают читателя полнозвучным русским языком, глубиной и тонкостью жизненных наблюдений.
Я когда-то убивался и изнывал, наблюдая звериную жестокость и кровавые страдания в животной и человеческой жизни. Но теперь я спокоен. Кто видел мало зла, тот хлопочет, суетится, ерзает, ужасается и убивается. Но кто знает, что весь мир лежит во зле, тот спокоен, ибо самая эта суета мира как лежащего во зле уже сама по себе предполагает, что мир не есть зло, что это его временное состояние, что существует истина и правда, превысшая жизни, и что каждому велено природой отдать свою дань и злу и добру.
А. Лосев,Жизнь
|