Игра в бирюльки
Есть такая старинная забава — из кучки небольших игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Называется эта забава «игра в бирюльки». Мы-то сейчас употребляем это выражение в значении «заниматься ерундой, пустяками всякими-разными», а вот Википедия утверждает, что «основное назначение игры — стимуляция мозга, воображения, расчета движения тел в пространстве».
Вот и я вам предлагаю поиграть в бирюльки с этой самой целью. Только в бирюльки литературные, подцепляя крючочком слова и словечки.
Приходилось ли вам обращать внимание на то, что практически у каждого писателя есть какое-нибудь словцо любимое? Ну вот, скажем, уж на что велик и могуч словарный запас у Пушкина, а и то в повести «Метель» на одной странице слово ПОМИНУТНО аж целых 5 раз встречается! Не верите? А вот, извольте:
В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу. Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать — и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.
Ну нравилось Александру Сергеевичу это слово. Что ж поделаешь?
Михаил Булгаков обожал словечко НАТУРАЛЬНО. Помните: ― Уй, мадам! ― подтвердил Фагот, ― натурально, вы не понимаете. Или вот: ―Натурально, ― ответил Азазелло, ― как же его не застрелить?
А вот Людмила Улицкая любит давать своим персонажам и разным предметам определение НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ. И «незначительная подруга» у нее встречается, и «город незначительный», да и много чего еще «незначительного».
Попробуйте и вы вытащить такие бирюльки из произведений любимых авторов. Кто какие нашел, поделитесь! Даю наводку: загляните-ка к Борису Акунину.
|