Записки репетитора. Часть II
Лена Блюмина
Занимаюсь «великим и могучим» с девятиклассником. Пробелы огромные, а впереди, как роковая неизбежность, маячит ГИА – Государственная итоговая аттестация по русскому языку. Для парнишки просто мрак и ужас. Мальчик симпатичный, бойкий, дружелюбный, на гитаре играет, но на мозги явно не Спиноза.
В ГИА есть такое задание – заменить словосочетание синонимичным, но с другим типом связи: стеклянная ваза/ваза из стекла, смотреть восторженно/смотреть с восторгом, бессмысленный текст/текст без смысла, ну и т.п. Два урока объясняла, все возможные примеры приводила – с места не сдвигаемся. Вот попадается ему «бездонная пропасть». Пыхтит, краснеет, потеет – всем организмом показывает тяжелую работу мысли.
Задаю наводящий вопрос:
– Какой корень в слове «бездонная»?
– Бездон,– отвечает.
– «Без» – это приставка такая, –говорю ласково, изо всех сил стараясь не сползти под стол.
– А, ну тогда – пропасть без дОна,– радостно соображает этот красавец.
|