Анонс журнала «Иностранная литература» №2, 2014
Публикация «Голоса исхода» посвящена трагическому событию испанской истории ХХ столетия: «великому исходу из родной страны более чем 600 тысяч побежденных, но не сдавшихся сторонников Республики», — как пишет во вступлении к разделу ученый и переводчик Борис Дубин. Эмиграция интеллектуалов знаменовала собой разрыв исторической памяти, утрату связующей времена речи. Писатель Хосе Анхель Валенте (1929 – 2000) в своем слове «Поэзия и изгнание» приводит строфу поэта-изгнанника Леона Фелипе –
«И как ты станешь седлать коня / и в поле точить косу / и как ты будешь сидеть у огня, / если песню я унесу?» (перевод А. Гелескула), но замечает, что именно «из самой этой невозможности восстали поле, огонь и песня».
Здесь же — «изгнанническая» проза Луиса Сернуды (1902 – 1963) и отрывок из «Письма об изгнании» испанской писательницы и философа Марии Самбрано (1904 – 1991), где она настойчиво предостерегает: «Не возвращается только искупленное прошлое, просветленное сознанием, — прошлое, которое преобразилось в слово истины».
Окончание повести классика немецкой литературы ХХ столетия Эрнста Юнгера (1895 – 1998) «Африканские игры» в переводе Евгения Воропаева. В предыдущем номере рассказывается, как под воздействием книг мечтательный юноша бежит из родных мест за тридевять земель на поиски подлинной жизни. В данном случае, из Германии в Марсель, где вербуется в Иностранный легион, укомплектованный, как оказалось, форменным сбродом. Новобранцы-наемники плывут в Африку, куда, собственно, герой повести и стремился. В №2, 2014 события развиваются уже в Африке, где все происходит, как по писаному: казарменные будни, знакомства с экзотическими личностями, неудачное дезертирство и, наконец, — счастливое возвращение под отчий кров, благодаря отцовским хлопотам. Но за этой читаной-перечитаной робинзонадой встает всегда насущная тема – инициация молодого человека. «Проникновение в сферу беззакония не менее поучительно, чем первое любовное приключение или первый бой; общим для этих ранних форм жизненного опыта является то, что поражение, которое терпит человек, пробуждает в нем новые и более мощные силы. Мы рождаемся чересчур дикими, а исцелить такое лихорадочное брожение в наших душах можно лишь горьким напитком». И еще. Герой, вроде бы, попадает на самое дно общества: казарма, злачные районы африканского захолустья, карцер… Но какие даже там мягкие нравы! Куда все это девалось уже через считанные годы, когда ХХ столетие показало свой норов?!
|