«Как мне страшно. Как мне тошно. Но меня у меня не отнимет никто» -.22 апреля исполняется 115 лет со дня рождения Владимира Набокова
Портал «Новости литературы» поздравляет всех ценителей настоящей литературы со знаменательной датой – 115-летием со дня рождения Владимира Набокова, одного из самых тонких стилистов, когда-либо писавших по-русски.
О себе прославленный Владимир Владимирович писал так:
Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски.
Владимр Набоков был человеком разносторонне одаренным и любил красоту в самых разных ее проявлениях. Второй его любовью после литературы была энтомология. И он не просто увлекался наукой о насекомых, но внёс значительный вклад в раздел энтомологии, изучающий бабочек. Писатель открыл многие виды бабочек, в его честь были названы свыше 20 видов бабочек и род бабочек Nabokovia. Кроме того, Набоков написал 18 научных статей по лепидоптерологии, а после его смерти коллекцию чешуекрылых в 4324 экземпляра вдова писателя подарила Зоологическому музею Лозаннского университета.
Прославленный писатель всерьез увлекался шахматами и был весьма сильным игроком, к тому же опубликовал ряд интересных шахматных задач. Это его увлечение нашло отражение в романе «Защита Лужина».
Набоков преподавал русскую и мировую литературу в американских университетах, перевел «Евгения Онегина» и «Слова о полку Игореве» на английский язык. Несколько курсов его литературоведческих лекций были изданы посмертно стараниями жены и сына.
С 1937 года и до конца своих дней Набоков не написал на русском языке ни одного романа (если не считать автобиографическое произведение «Другие берега» и авторский перевод «Лолиты» на русский язык).
Автор «Лолиты» был синестетиком. Синестезия (от греч. synáisthesis — совместное чувство, одновременное ощущение) -феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением. Вот что писал в автобиографии Владимир Набоков:
Исповедь синэстета назовут претенциозной и скучной те, кто защищён от таких просачиваний и отцеживаний более плотными перегородками, чем защищён я. Но моей матери всё это казалось вполне естественным. Мы разговорились об этом, когда мне шёл седьмой год, я строил замок из разноцветных азбучных кубиков и вскользь заметил ей, что покрашены они неправильно. Мы тут же выяснили, что некоторые мои буквы того же цвета, что её, кроме того, на неё оптически воздействовали и музыкальные ноты. Во мне они не возбуждали никаких хроматизмов.
Кроме самого писателя, синестетиками были его мать, его жена Вера; синестезией обладает и его сын Дмитрий Владимирович Набоков.
|