Антон Соя: «Я пишу книги, чтобы их читали»
Антон Владимирович Соя — замечательный детский писатель, который создает очень трогательные, добрые, по-хорошему наивные и понятные каждому сказки. Вместе с тем он является, не побоимся этого слова, маститым рок-продюсером и автором книг для взрослой аудитории: к примеру, «ЭмоБой», «З.Л.О.», «Порок сердца»… Как удается совмещать все эти ипостаси, читайте в нашем интервью с Антоном Соей.
— Антон Владимирович, знакомство читателей портала «Новости литературы» с Вашим творчеством началось с книги «Собачья королева» – романа, который был представлен на выставке «Книги России – 2013» и который Павел Крусанов метко окрестил «сказкой для взрослых». Позднее мы анонсировали две Ваши детские книги – «Звездочка. Лошадка, которая поет» и «Ёжка идёт в школу, или Приключения трёхсотлетней девочки». Как Вам, одному из самых известных рок-продюсеров России и автору подчеркнуто «взрослых» произведений, удается создавать замечательные книги для детей?
— Дети — самая благодарная и честная аудитория. Книжки им либо нравятся, либо нет, и какие-либо компромиссы тут, к счастью, не подразумеваются. Поэтому я был несказанно рад, что на конкурсе «Книга года-2013: выбирают дети» (Russian Сhildren’s Choices)» мою книжку «Звёздочка. Лошадка, которая поёт» детское жюри со всей страны признало лучшей книжкой прошлого года. Это высокая планка, большая честь и ответственность. И мне это очень нравится. Я благодарен судьбе, что последние восемь лет, работая в издательствах и курируя там выпуск детских книг, погрузился в светлую и добрую творческую атмосферу, создаваемую детскими писателями и замечательными иллюстраторами. Видимо, это общение и подтолкнуло меня к тому, чтобы попробовать написать для детей. А как у меня получается, судить не мне.
— Дети любят красочные книги с интересными иллюстрациями, поэтому для них печатный формат актуален. Взрослые же всё чаще читают со смартфонов, планшетов и букридеров. Как Вы считаете, стоит ли издавать детские книги только в печатном варианте, а книги для взрослых – в электронном?
— Конечно же, читать можно с любых носителей. Можно слушать аудиокниги. Но всё это не отменяет прелестей бумажной книги, её сказочной вещественности, приятной тяжести в руке, сладкого запаха бумаги, тактильных ощущений от шелестящих страниц. К детской книге есть определённые требования. Она обязательно должна быть умной, красивой и доброй. При этом не важно – электронная эта книжка, или бумажная. Просто у них разные функции и развивают они у детей разные умения. Так что я за любые носители для детских книг. Ну, и пока запасы древесины не иссякнут, я думаю, бумажная книга не умрёт. Ведь детская иллюстрированная книга, это ещё и большое искусство.
— А какую сказку Вы больше всего любили в детстве? Какие книги читали сыну Косте, когда он был маленьким?
— В детстве я читал запоем. У родителей была большая библиотека с собраниями сочинений Конан Дойла, Уэллса, Марка Твена, Ильфа и Петрова и так далее. Так что, сначала я прочитал всё, что мог найти дома, а потом стал осаждать школьную библиотеку и терроризировать товарищей. Фантастику очень любил, но и сказочными повестями не гнушался. До сих пор помню, как смеялся без остановки над Карлсоном и дядей Фёдором. Астрид Линдгрен, Успенский, Туве Янссон – вот мои любимые детские писатели. Их же я читал и Косте. Родители всегда читают детям любимые книги своего детства.
— «ЭмоБой» — книга очень спорная, но однозначно яркая. Она стала феноменом для субкультурной литературы, «бомбой» для подростков-представителей эмокультуры и их родителей. Смотря на роман сегодня, Вы бы ничего не хотели в нем изменить?
— Если книга не спорная, она, скорее всего, никакая. Смею предположить, что книги прошлых веков, ставшие сегодня непререкаемой классикой, вызывали когда-то сильные споры в обществе. В этом ведь и есть одно из главных предназначений литературы – будить в читателях сильные эмоции, раздражать их, заставлять задуматься об очевидных вещах по-новому, спорить в поиске истины. «ЭмоБой» – такая книга. Я сам с собой в ней спорю. А по поводу изменений, — нет, не хочу ничего менять. Вся шершавость, неудобность языка книги передаёт те чувства, которые я испытывал, когда её писал. Недавно сбылась моя мечта – Александр Георгиевич Траугот, великий книжный художник, живой классик, проиллюстрировавший бесчисленное количество цвета мировой литературы, по собственной инициативе нарисовал картинки к «ЭмоБою». Бесконечно ценно то, что Траугот, будучи представителем поколения детей переживших блокаду, разглядел в моей книге вопросы, чувства и мысли, которые задели и заинтересовали его лично. То, как он увидел героев моей фантасмагории, меня просто потрясло, и я надеюсь на встречные эмоции читателей и новую жизнь книги, которая выйдет в АСТ уже этой осенью.
— «Порок сердца», «Джаз-Банда», «ЭмоБой» – книги, которые Вы выложили в свободный доступ. Почему? Оправдал ли результат Ваши ожидания? Считаете ли Вы, что Вашему примеру должны последовать и другие писатели?
— Я пишу книги, чтобы их читали. Было бы здорово ещё и денег с этого зарабатывать, но это всего лишь мечты. Сегодня лишь немногие современные писатели могут прокормиться своим творчеством. Я выложил свои книги после того, как увидел, что количество пиратских скачиваний их текстов, непонятно кем выложенных в сети, превысило все мыслимые пределы. Пример я в этом никому не подавал. Каждый сам решает, что ему делать. Кстати, опять же преимущество детской иллюстрированной книги. Её пиратить в интернете бесполезно, ребёнок должен держать такую книгу в руках.
— Правда ли, что Вы пишете книги по ночам?
— Правда. Когда я родился, то перепутал день с ночью. Меня с трудом переучили, но в последнее время я всё больше возвращаюсь в ночной режим. Ночью никто тебя не отвлекает от творческого процесса, а это очень важно для полного погружения в книгу.
— Знаем, что Вы работаете над серией «Поэты Русского рока» совместно с издательством «Азбука». А о ком из зарубежных музыкантов вы хотели бы рассказать читателю?
— «Поэты Русского рока» – проект из моей прошлой рок-продюсерской жизни, которым я очень горжусь и дорожу. Десять томов русской рок-поэзии, безвозмездно переданной авторами издательству – это было круто. Но это было десять лет назад. С зарубежными музыкантами я общался в гораздо меньшей степени, чем с нашими. Может быть, доживу когда-нибудь до мемуаров и напишу о своём знакомстве с Джонни Лайденом, Дейвом Гроллом или Билли Джо Армстронгом. Пока меня больше увлекают сказки.
— Ваш творческий дуэт с Ольгой Мининой оказался весьма успешным. А с кем из известных российских писателей Вам было бы интересно поработать?
— Поработать на стройке моста через Енисей? Творческие тандемы – очень сложное и опасное мероприятие, предполагающие для начала взаимопонимание и приятельские отношения. Я только что закончил работу над заключительной частью трилогии про ЭмоКор в соавторстве с Юлией Лемеш. Причём, я только лишь придумал канву, основные события и полностью доверил Юле своих героев. Ещё собираюсь попробовать сделать что-нибудь вместе с Олегом Гладовым, творчество которого мне очень симпатично.
— Расскажите, пожалуйста, о Ваших творческих планах в литературе. Над чем работаете сейчас, если не секрет?
Вчера закончил писать вторую книгу про Ёжку и продолжение приключений лошадки Звёздочки. Заключил договор с издательством «Росмен» на издание новой детской книги про дружбу девочки и таракана. Есть ещё много идей и задумок.
— Кому бы Вы доверили экранизацию своих книг? Кого видите в главных ролях?
«ЭмоБоя» доверил бы Тиму Бёртону, «Джаз-банду» Эмиру Кустурице, а «Порок сердца» Педро Альмадовару и Валерии Гай Германике. Что касается книги «З.Л.О.», то к моему ужасу, её сценарий очень удачно, семимильными шагами, реализуется неизвестными мне режиссёрами, но не в кино, а в окружающем нас современном мире.
|