10 книг 16 Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№
Анастас Микоян. Так было. Размышления о минувшем
А.Микоян – один из советских вождей – политических долгожителей. Он был причастен к кремлевской кухне, работал со Сталиным и Хрущевым. В издании рассказывается об изнанке многих исторических событий, а также – и тех неформальных группировках, которые существовали на вершине советской власти при Сталине. Именно их взаимоотношениями можно объяснить многие взлеты и падения с советского Олимпа. Там многие приближенные Сталина были недовольны, что вождь объявил своим первым замом по экономическим вопросам в Совнаркоме председателя Госплана Вознесенского, т.е. освободив того от контроля (по словам Микояна – «Сталин же не мог сам контролировать!») со стороны других заместителей хозяина Кремля.
Микоян описывает, что «как-то в январе 1942 года сидели у Сталина Берия, я и Маленков. Берия – хитрый человек, умел так поставить вопрос, чтобы не выдать свои тайные цели. Речь шла о том, что плохо с вооружением, винтовок не хватает, пушек не хватает. Сталин возмутился: «Как же так, в чем дело?»
Берия, заранее подготовившись к этому вопросу, показал диаграмму по месяцам. Это был утвержденный Вознесенским план по производству винтовок, пулеметов, пушек, боеприпасов, и там же указывалось фактическое исполнение этого плана. Была поразительная картина: план растет из месяца в месяц, это успокаивает правительство, а фактическое производство уменьшается. «До чего же мы дойдем? Когда начнется подъем производства?» — возмущался Берия. Он говорил, что методы руководства Вознесенского канцелярские: вызывает своих работников, устраивает совещания, навязывает план, но не может обеспечить его выполнения. А ведь любой план без обеспечения его выполнения абсурден.
Это, естественно, вызвало тревогу у Сталина. «А как быть?» — спросил он. «Не знаю, товарищ Сталин», — говорит Берия. Тогда Сталин предложил Берии взять на себя руководство этим делом.
«Товарищ Сталин, не знаю, справлюсь ли с этим делом», — ответил Берия. – Я неопытный в этих делах». «Здесь не опыт нужен, — твердо сказал Сталин, — нужна решительная организационная рука. Рабочую силу можно отобрать из арестованных, особенно из специалистов. Привлечь можно МВД, дисциплину навести на заводах. Но вы дайте план реальный, вызовите директоров заводов, наркомов, дайте этот реальный план им и проверяйте выполнение».
Берия, конечно, этого и хотел, для этого диаграмму и подготовил. Было решено Вознесенного отстранить от руководства, возложив это дело на Берию. К Берии в подчинение перешел нарком вооружения СССР Устинов, который прекрасно знал дело, — ему нужна была только помощь со стороны правительства в обеспечении рабочей силой и материалами, а Берия мог это сделать…»
|