«Мне более всего по душе таинственное, сказочное и величественное в нашей природе, и если я не смогу впредь совмещать свою работу с разумным изучением природы, я боюсь, что невольно отупею в своих чувствах» – 27 апреля 1857 года родился Теодор Киттельсен
«Новости литературы» поздравляют читателей с 160-летием со дня рождения известного норвежского художника, графика и иллюстратора Теодора Северина Киттельсена! Его картины и рисунки открыли не только внешнюю красоту природы Норвегии, но и ее внутреннюю, потаенную жизнь, скрытую от глаз постороннего наблюдателя. Художник обладал удивительным даром видеть в самых обычных предметах и явлениях нечто завораживающее, потусторонне, но тем не менее, незримо им присущее. К примеру, самое обыкновенное дерево – старая, замшелая ель, тихо покачивающаяся на ветру… и вдруг ее сине-зеленые ветви превращались в скрюченные лапы, а из-под иголок сверкал бледно-желтый глаз… Кто это? Наверное, лесной тролль, спрятавшийся от людей… а может, он и не прячется, а просто люди его не видят? Именно благодаря Киттельсену и его рисункам норвежцы узнали, как могут выглядеть настоящие тролли. Даже самых внешне малопривлекательных персонажей художник изображал с такой силой и убедительностью, что никто не сомневался: он видел их своими глазами. А однажды он прямо так и сказал об одном из своих коллег-художников: «И он рисует троллей? Он? Который ни разу в жизни не видел ни одного тролля?»
Киттельсен родился вторым из восьми детей купеческой семьи в небольшом городке Крагере на юге Норвегии. С детства мальчик обнаружил страсть к рисованию, хотя после смерти отца ему рано пришлось начать зарабатывать на жизнь. Но судьба улыбнулась мальчику: известный меценат и любитель искусства Дидрих Мария Ол, которому очень понравились его рисунки, оказал ему материальную поддержку, чтобы Киттельсен получил образование в художественной школе в столице Кристиании, потом – в Академии художеств в Мюнхене.
Киттельсен большую часть жизни работал не как художник, а как график и иллюстратор: его первым большим заказом были иллюстрации к трехтомнику норвежских народных сказок, которое издали в 1883 году с рисунками Киттельсена, Эрика Вереншелля и Отто Синдинга. Жизнь Киттельсена за границей была тяжелой – Ол больше не смог его поддерживать, и художник работал не покладая рук, но гонораров и средств от продажи картин не хватало на жизнь. В 1887 году, после второго «мюнхенского» периода, он возвращается в Норвегию – теперь уже навсегда.
В 1889 году Киттельсен встречает девушку по имени Инга Кристине Дал, которая становится его верной спутницей жизни. Художник любил не только природу и троллей, но и детей – в его семье их родилось целых девять! Хотя прокормить столь многочисленное семейство художнику было крайне нелегко: несмотря на успех и признание, Киттельсен испытывал материальные трудности до конца жизни.
Пару лет Киттельсен живет на Лофотенах – на севере страны и этот период для него очень плодотворный: вдохновлённый красотой и величием природы тех мест, он создает свои первые книги, к которым, помимо рисунков, пишет тексты, обнаруживая незаурядный талант писателя! Вдохновенное повествование «С Лофотенских островов» (1890-1891) включает рассказы и рисунки о жизни обитателей и природы этих мест. Следующая книга «Колдовство» (1892) –это как мини-энциклопедия норвежских сказочных и фольклорных персонажей. Кроме издания собственных книг, Киттельсен продолжал иллюстрировать сочинения других авторов и в 1893 году вышли стихотворения выдающегося норвежского поэта-сатирика и баснописца Юхана Херманна Весселя.
Самой «страшной» и потрясающей книгой художника стала «Черная Смерть» (1894-1895), иллюстрированная поэма из 15 стихотворений и 45 рисунков, повествующая об одном из самых жутких и трагических событий в норвежской истории, – эпидемии чумы, разразившейся в Средние века и унесшей жизни больше половины норвежцев.
Но он рисовал не только «страшных» персонажей, в его цикле «Есть ли душа у животных?» собраны рисунки, представляющие животных: жаб, лягушек, птиц, насекомых – в ситуациях, весьма характерных для человеческой жизни: праздники, пирушки, сватовства, детские игры. Сами зверушки подчас выглядят довольно забавно и служат гротескными иллюстрациями свойств и типов человеческого характера. В 1908 году Киттельсена наградили рыцарским орденом Святого Олава – высшей государственной наградой Норвегии. Среди последних книг Киттельсена интересна «Люди и тролли, воспоминания и грезы. Автобиография» (1911), повествующая о жизни Киттельсена, рассказанной им самим – начиная с детских лет и заканчивая годами зрелости, в которой помимо увлекательного повествования есть множество рисунков, в том числе детских и юношеских.
В 1910 году местный банк отказал семейству Киттельсенов в поддержке, и они с болью в сердце вынуждены были продать свой дом в Лаувлиа – дом, где каждая половица и предмет мебели был пропитан их духом – духом Искусства. Последние годы художник и его семья жили сначала в пригороде Осло, а затем в местечке Йелойа. Несмотря на одолевавшую его болезнь и тяжкое сознание того, что он не в силах прокормить свою семью, Киттельсен работал до последних дней. Его старым другом, художником Кристианом Скредсвигом написаны следующие строки: «Киттельсен оставил после себя пустоту. Он был уникален – и не будет никого, кто за ним последует. Даже тролли исчезли навсегда вместе с ним. Во всяком случае, я никогда не видел их с тех пор».
|