«Как любимую сделать несчастной – знают все. Как счастливой – никто» – 18 июля 1933 года родился Евгений Евтушенко
«Новости литературы» поздравляют читателей с 85-й годовщиной поэта, прозаика и публициста Евгения Евтушенко.
Евгений Александрович Евтушенко родился в 1932 году (по паспорту — в 1933-м) на станции Зима Иркутской области в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949 года начал печатать стихи. С 1951 по 1957 годы учился в Литинституте, откуда его исключили за поддержку романа В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», в 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР.
Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии Маяковского – сборники «Разведчики грядущего» (1952), «Третий снег» (1955), молодой поэт выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики. Евтушенко сочетал глубину размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос гражданственности – сборники «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Яблоко» (1960), «Взмах руки» и «Нежность» (1962), «Катер связи» (1966), «Идут белые снеги» (1969), «Дорога номер один» и «Поющая дамба» (1972), «Интимная лирика» (1973), «Отцовский слух» (1975), «Утренний народ» (1978), «Две пары лыж» (1982) и «Граждане, послушайте меня» (1989).
Один из литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду с Вознесенским, Ахмадулиной, Рождественским и другими толпы на чтение своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности Сталина – его стихотворения «И другие» (1956), «Лучшим из поколения» (1957), «Наследники Сталина» (1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма» — поэмы «Братская ГЭС» (1965) и «Казанский университет» (1970).
В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансировал на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными, но облагороженными силой художественного выражения темами борьбы за мир – поэмы «Мама и нейтронная бомба» (1982), а также «Фуку» (1985) и мирового коммунистического движения – поэма в прозе «Я – Куба» (1963), «кубинский» цикл – «Интернационал», «Разговор с МАЗ’ом», «Три минуты правды», «Архивы кубинской кинохроники», повесть в стихах «Голубь в Сантьяго» (1978). Темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России выражены в поэмах «Станция „Зима“» (1956), «Ивановские ситцы» (1976), «Северная надбавка» (1977), «Непрядва» (1980), стихотворения «Свадьбы», «Фронтовик» (1955), «Баллада о браконьерстве» (1963).
Протестная лирика Евтушенко с его смелыми для весьма благополучного во все советские времена литератора с гражданскими поступками – выступления в защиту «диссидентов» – Синявского, Даниэля, Солженицына, Бродского, Войновича. Неприятие агрессии в Венгрии, Чехословакии, Афганистане, возмущение преследованиями творческого «инакомыслия» –стихотворения «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983), «Баллада о стихотворении Лермонтова „На смерть поэта“ и о шефе жандармов» (1963).
Гуманистическая позиция Евтушенко породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть – «Бабий Яр» (1961), «Возрождение» (1971), поэма «Снег в Токио» (1974), поэмы «Коррида» (1967) и «Под кожей статуи Свободы» (1970).
Его многие афористические строки стали хрестоматийными – «Поэт в России – больше, чем поэт…», «Несчастье иностранным быть не может». Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах. Один из трибунов «перестройки», во второй половине 1980-х годов Евтушенко много выступал с публицистическими статьями, например, «Притерпелость», «Пик позора», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя». Позже в его творчестве появилось разочарование результатами перестроечных процессов, далеких от создания подлинно демократического общества – «Поздние слезы» (1995) и «Тринадцать» (1996).
Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным моментам современной истории, проявил себя в повести «Перл-Харбор» (1967), проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе «Ягодные места» (1982), связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а также в многоплановом романе «Не умирай прежде смерти» («Русская сказка») (1993), включающим цикл «Стихи из последней книги» и сконцентрированном на драматических коллизиях периода «перестройки». В аналогичном контексте прочитываются осужденная партийными литераторами за «клевету» на советский строй «Автобиография» (1963, франц. изд.) и книга воспоминаний «Волчий паспорт» (1998). Автор фантастической повести «Ардабиола», нескольких рассказов, ряда очерково-публицистических книг.
Многие стихотворные тексты Евтушенко стали основой музыкальных произведений, популярных песен «Хотят ли русские войны», «Вальс о вальсе», «Бежит река, в тумане тает…». Шаржи, эпиграммы и пародии поэта вошли в литературный обиход второй половины 20-го века. Евтушенко осуществил также многочисленные переводы из поэзии разных народов – его сборник «Лук и лира». Стихи о Грузии. Переводы грузинских поэтов (1959).
Широко известный во всем мире советский и русский поэт переведен более чем на 70 языков мира, являлся почетным членом Американской академии искусств, был действительным членом Европейской академии искусств и наук. Евтушенко, с той или иной степенью успеха, выступал как чтец собственных стихов, а также Блока, Гумилева, Маяковского и других.
|