Умер искусствовед и писатель Игорь Голомшток
По сообщению «Радио Свобода», 12 июля в лондонской больнице в возрасте 88 лет скончался искусствовед и писатель Игорь Голомшток.
Игорь родился в 1929 году в Калинине (ныне – Тверь), в семье горного инженера Наума Яковлевича Коджака из крымских караимов, и врача-невропатолога Мэри Самуиловны Голомшток из семьи томских евреев-кантонистов. В 1934 году отца арестовали «за антисоветскую пропаганду» и как «врага народа» осудили на 5 лет лагерей. Фамилию отца носить было опасно и мать записала Игоря в школу под своей девичьей фамилией, которую он и носил всю жизнь. Но с еврейской фамилией в 1946 году поступить туда, куда хотелось, не вышло, и он поступил куда было можно – в Финансовый институт в Москве. А в 1949 году молодой кредитный инспектор Голомшток уже работал в Пролетарском отделении Мосгорбанка.
Но мечтая о гуманитарном образовании в университете, он с помощью друга раздобыл справку об окончании 7-летки, снова сдал все 50 экзаменов за среднюю школу и с этим аттестатом поступил на вечернее отделение искусствоведения филфака (позже – истфака) МГУ, продолжая работать в банке. После окончания МГУ удалось, наконец, устроиться на работу в отдел передвижных выставок. Работал во Всесоюзных научно-исследовательских мастерских по реставрации архитектурных памятников, в Дирекции художественных выставок и панорам Министерства культуры СССР и в ГМИИ имени Пушкина (1955–1963).
Игорь друживший с Андреем Синявским, в 1960 году вместе с ним написал книгу «Пикассо», ставшую первой биографией испанского художника-коммуниста, опубликованной в СССР со времен революции. Книга была напечатана 100-тысячным тиражом, но Академия художеств резко выступила против издания и было решено весь тираж пустить под нож. Ее спас Илья Эренбург, написавший для книги вступление, а он был другом Пикассо, а потом за книгу заступился видный французский коммунист, приехавший в Советский Союз с делегацией. Так книгу спасли, однако в широкую продажу ее так и не выпустили. С идеологических причин к изданию не был допущен ряд других работ Голомштока, в том числе монография «Эстетическая природа течений в современном зарубежном искусстве» (уничтожена), альбом Поля Сезанна и книга об Иерониме Босхе (договор расторгло издательство), которая позже вышла в эмиграции под псевдонимом Г. Фомин.
В 1965 году Голомшток проходил свидетелем на процессе по делу Синявского и Даниэля, которых обвиняли в создании и передаче за границу произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». За отказ от дачи показаний Голомштока приговорили к 6-и месяцам принудительных работ. Этот срок он отбывал на своей должности старшего научного сотрудника Института промышленной эстетики. Это значило: вычет 20% из зарплаты и подписку о невыезде.
В 1972 году Голомшток решил уехать из СССР, но в те годы все уезжающие на ПМЖ должны были выплатить государству деньги за полученное образование. За два диплома высшей школы советской властью ему насчитали громадную сумму в 30 тысяч и 29 рублей. Игорь Голомшток вспоминал: «Я подсчитал все свои заработки, и оказалось, что столько я не заработал за все свои 23 года работы». Деньги собирали среди друзей и знакомых, кое-кто помог из-за границы. В конец концов Игорь принес в ОВИР большой баул советских рублей, получил визу и выехал из страны.
В Лондоне поначалу сотрудничал с бюро радиостанции «Свобода», потом 12 лет проработал на BBC, где создал немало передач, писал о тоталитарном искусстве, печатался в журналах «Континент» и «Синтаксис», преподавал в Сент-Эндрусском, Эссексском и Оксфордском университетах, а также перевел книгу британского историка Николаса Бетелла «Последняя тайна». За свою жизнь Голомшток написал более десятка больших трудов. Самая известная –– «Тоталитарное искусство в Советском Союзе, Третьем Рейхе, фашистской Италии и Китайской Народной Республике» (1990). Ее неоднократно издавали и перевели на многие языки. Его последняя книга своих воспоминаний «Занятие для старого городового: Мемуары пессимиста» вышла в 2011 году.
|