«А то я умереть бы не могла: Я жизнь пила бы из твоих ладоней!» – 11 августа 1885 года родилась София Парнок
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения Софии Яковлевны Парнок, поэтессы, чьи стихи выбиваются из ряда направлений искусства рубежа XIX – XX веков, романтическая связь которой с М. И. Цветаевой породила массу грязных слухов и романтических легенд.
Софья Парнок жила и творила в удивительное время – на рубеже веков, тогда в искусстве (и в поэзии в частности) намечался великий перелом – появлялись новые направления, представители искусства искали свежие средства самовыражения. Именно тогда был проторен путь тем стилям, которые сегодня принято называть «современным искусством»: в то время в поэзии зародились и достигли расцвета такие течения, как символизм, акмеизм, футуризм. София Яковлевна Парнок (настоящая фамилия ее – Парнах) не принадлежала ни к одному из них. Ее стихи отличаются лиризмом и простотой слога, так не похожей на вычурность представителей «нового искусства».
Софья родилась в Таганроге в семье провизора. Там же окончила женскую Мариинскую гимназию, а в 1904 году в Петербурге поступила в консерваторию, которую окончила по классу фортепиано. Музыкальное образование Софья продолжила в Швейцарии, в Женевской консерватории.
В 1907 году она стала женой литератора В. М. Волькенштейна, тогда же начала писать стихи. Однако между ее первым опубликованным стихотворением и сборником «Стихотворения» (1916) лежит промежуток длиной в десятилетие. В это время Софья пробовала себя в разных жанрах, под псевдонимом Андрей Полянин писала критические статьи и рецензии на литературные произведения, сочиняла прозу и детские сказки в стихах.
Возвратившись в Петербург, одаренная начинающая поэтесса влилась в ряды творческой интеллигенции. Она познакомилась с композиторами М.Ф. Гнесиным, М.О. Штейнбергом, Ю.Л. Вейсберг, поддерживала приятельские отношения с А.П. Чапыгиным, К.А. Липскеровым, Л.Я. Гуревич, С.И. Чацкиной, М.А. Волошиным. Тогда же произошло знакомство и с М.И. Цветаевой, перешедшее затем в романтическую связь, которая продлилась несколько лет. Их отношения породили массу слухов и легенд, однако до сих пор многое остается тайной. До недавнего времени эта тема в отечественной печати находилась под негласным запретом, на ней лежало клеймо скабрезности, говорить о подобного рода отношениях считалось вообще неприличным. Может быть, поэтому не подлежало какому-либо упоминанию и само имя Парнок, ибо Цветаева была не единственной ее возлюбленной.
В творчестве Цветаевой их отношения нашли отражение в цикле стихов «Подруга», который она так и не решилась опубликовать (может быть, опасаясь общественного порицания, а может быть, по иным причинам). С 1917 по 1922 год, после разрыва с Мариной, Софья жила в Судаке с актрисой Л. В. Эрарской. Самым значительным произведением в это время стало либретто для оперы композитора А. А. Спендиарова (с которым она была знакома лично) на сюжет армянской легенды «Алмаст». Источником явилась поэма О. Туманяна «Взятие крепости Тмук», которая при жизни автора так и не увидела свет (она была напечатана лишь в 1939 году в переработке Т. Ахумяна и В. Звягинцевой.)
Поэтесса вернулась в Москву. Здесь в издательстве «Узел» вышли сборники ее стихов: «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926). Со сборника «Лоза» можно говорить о С. Парнок как о поэте со сложившимся стилем. Значительная часть стихотворений сборника «Музыка» посвящено раздумьям о творчестве и влиянии искусства на человеческую душу, в одном из своих стихотворений она пишет:
«Господи! Какое счастье
Душу загубить свою,
Променять вино причастья
На Кастальскую струю»,
К сожалению, после выхода сборника «Вполголоса» (1928) издательство расформировывают, и больше ей нигде напечататься не удалось. Но все же эти годы – последние годы ее жизни – были самыми счастливыми. Они посвящены самой большой любви в ее жизни – Веденеевой. Стихи этого периода являются вершиной творчества С. Парнок. Она открыто говорила о том, о чем, согласно общепринятой морали, полагалось молчать. Это был голос души. А заставить ее молчать невозможно. Пусть она такой и останется в нашей памяти, романтичной, лиричной, пренебрегшей нормами общественной морали, но зато честно говорившей о своих чувствах.
Скончалась София Яковлевна Парнок 26 августа 1933 года в селе Карпинское Московской области. Любя и будучи любимой.
|