«Быть может, мужество приходит с трудностью положения» – 28 сентября 1803 года родился Проспер Мериме
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения французского писателя и первого мастера французской новеллы, члена Французской академии Проспера Мериме.
Проспер Мериме родился в семье химика и живописца Жана Франсуа Леонора Мериме. После окончания курса юридических наук в Париже, он был назначен секретарем графа Д’Арту, одного из министров июльской монархии, а затем главным инспектором исторических памятников Франции. Мериме в качестве старого друга семейства графини Монтихо был во время Второй империи близким человеком при Тюильрийском дворе, а императрица Евгения питала к нему сердечную привязанность и относилась как к отцу. В 1853 году Мериме был возведен в звание сенатора и пользовался полным доверием и личной дружбой Наполеона III.
На литературном поприще Мериме дебютировал очень рано, когда ему было всего 20 лет. Первым его опытом была историческая драма «Кромвель». Она заслужила горячие похвалы Стендаля как смелое отступление от классических правил единства времени и действия. Несмотря на одобрение кружка друзей, Мериме остался недоволен своим первым произведением, и оно не попало в печать. Впоследствии он написал несколько драматических пьес и напечатал их под заглавием «Театр Клары Гасуль», заявив в предисловии, что автором пьес является неизвестная испанская актриса странствующего театра. Вторая публикация Мериме, «Гусли», сборник народных песен, также была весьма удачной мистификацией.
В 1828 – 1829 годах вышли драмы «Жакерия» и «Семейство Карвахаля», исторический роман «Хроника времен Карла IX» и новелла «Маттео Фальконе». Мериме в это время деятельно сотрудничал в «Revue de Paris» и «National» и состоял в самых близких отношениях с редакциями этих изданий. В «Revue» напечатаны его рассказ «Взятие редута», повесть «Таманго» и «Перл Толедо», повесть «Этрусская ваза» и ряд писем из Испании. В журнале «Артист» он напечатал статьи о Мадридском музее, повесть «Jacqueline» и рассказ «Двойная ошибка».
В 1834 году перешел в «Revue des deux Mondes» и напечатал здесь повесть «Души чистилища», свидетельствующую о мастерском изучении быта и нравов Испании, и повесть «Илльская Венера». В конце 1839 года Мериме предпринял поездку на Корсику, результатом этой поездки были «Notes de Voyage en Corse» и повесть «Коломба». Отшлифованная по общему шаблону жизнь больших городов, центров цивилизации, была противна Мериме. Его всегда гораздо более привлекали дикие, самобытные нравы, сохранившие своеобразный и яркий цвет старины.
Одним из известнейших произведений Мериме стала новелла «Кармен», где ему так хорошо удалось описание цыганских нравов, а также образ цыганки Кармен. Новелла взята за основу сюжета одноименной оперы Жоржа Бизе. Мериме издал несколько сочинений по истории Греции, Рима и Италии, основанных на изучении источников. Его история Дона Педро I, короля Кастилии, пользуется уважением даже среди специалистов.
Последняя повесть, изданная при жизни Мериме, – «Локис». После смерти Мериме изданы «Последние новеллы» между ними лучший рассказ «Синяя комната» и его письма.
Скончался Проспер Мериме в Каннах 23 сентября 1870 года. Похоронен на кладбище Гран-Жас.
|