«Всем женщинам кажется, что мужчины если что-то делают, то исключительно из-за них» – 7 декабря 1915 года родилась Ли Брэкетт
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения американской писательницы и сценаристки Ли Брэкетт.
Напомним, что после успеха «Новой надежды» Джорджем Лукасом тут же была начата работа над продолжением «Звездных войн». Демиург саги хотел, чтобы его идеи воплощались в ярком, увлекательном и профессионально написанном сценарии, поэтому искал автора опытного и творчески одаренного, способного гармонично соединить реалистичность характеров, драматичность событий и фантастичность антуража. Из представленных студией кандидатур Лукас остановил свой выбор на Ли Брэкетт. Многие поклонники «Звездных войн» лучшим фильмом звездной саги считают именно «Эпизод V: «Империя наносит ответный удар». И немалая заслуга в этом основного сценариста картины Ли Брэкетт, также справедливо считающейся одним из ярчайших представителей «Золотого века американской фантастики».
Ли Дуглас Брэкетт родилась в солнечной Калифорнии, в «городе ангелов» – Лос-Анжелесе. Ее отец, бухгалтер и начинающий писатель Уильям Франклин Брэкетт, умер от «испанки», когда девочке исполнилось 3 года. Овдовевшая Маргарет Дуглас Брэкетт была вынуждена переехать в курортный пригород ЛА, Санта-Монику, где в собственном доме жили ее довольно обеспеченные отец и мать. В этой пляжной обители Ли росла и была неукротимым сорванцом, доставляя родным массу хлопот.
Начальное образование девочка получила на дому, потом по настоянию матери посещала благопристойную женскую школу, но в свободное время играла с местными мальчишками или зачитывалась романами Эдгара Райса Берроуза и Генри Райдера Хаггарда. Девочка с успехом играла в школьном драмкружке и занималась плаванием, однако с ранних лет мечтала о писательской карьере, сочиняя собственные истории о фантастических приключениях. Однако миссис Брэкетт была категорична и настояла, чтобы дочь стала учительницей. Уступив желаниям матери, Ли пару лет проработала в школе учителем плавания и драматического искусства. Но девушку выручил дед, поощрявший внучку морально и материально в ее стремлении писать.
Поддержка деда здорово помогла Ли на заре авторской карьеры, когда ее тексты либо с ходу отклонялись издателями, либо подвергались жестокой критике и возвращались на доработку. Особенно лютовал Генри Каттнер, рецензировавший тексты начинающих авторов. Однако именно он первым из фантастических мэтров обратил внимание на ее писательский талант. Каттнер представил ее калифорнийским фантастам: Кливу Картмиллу, Роберту Хайнлайну, Джеку Уильямсону, Эдмонду Гамильтону, ставшему впоследствии ее мужем, и многим другим, включая тогда еще не печатавшегося Рея Брэдбери, который стал ее близким другом, и порекомендовал Ли своему литературному агенту Джулиусу Шварцу. Последний смог пристроить рассказ Брэкетт «The Martian Quest» («Марсианский гладиатор») в журнал «Astounding Science Fiction» («Удивительная научная фантастика»). Там в февральском номере 1940 года и состоялся литературный дебют начинающей писательницы.
Но потом она переметнулась в лагерь палп-фантастики, став постоянным автором «Planet Stories». Она писала повести и рассказы, которые потом вошли в условные марсианский и венерианский циклы писательницы, принесшие ей всемирную известность. Брэкетт писала также «крутые» детективы, например ее первый роман «Нет толка от трупа» («No Good froт a Corpse»).
Став членом фэндома, Брэкетт познакомилась с известными писателями-фантастами. А два контакта переросли в нечто большее. Рэй Брэдбери стал закадычным другом Ли: они даже вместе сочинили повесть «Лорелея красной мглы», которую журнал «Planet Stories» опубликовал в 1946 году. Этот год оказался переломным и для личной жизни Брэкетт: 31 декабря в маленьком калифорнийском городке Сан-Габриэле состоялась свадьба Ли с еще одним знакомым по фэндому, «отцом космической оперы» Эдмондом Гамильтоном. Молодожены переехали на семейную ферму Гамильтонов в окрестностях городка Кинсман в штате Огайо, где и прожили всю жизнь.
Однако вместе они практически не писали – если Гамильтон сначала детально разрабатывал сюжет будущей книги, то Ли Брэкетт писала спонтанно, от начала и до конца без всяких конспектов. Только одна повесть была написана ими вдвоем – «Старк и Звездные короли» (1977), которая была издана только в 2005 году. В ней встретились полюбившиеся читателям герои циклов книг авторов-супругов – Эрик Джон Старк из марсианского цикла Брэкетт и Шорр Кан, темный властитель галактики Эдмонда Гамильтона.
Хотя с фантастическим творчеством у Брэкетт складывалось удачно, она была не слишком довольна: гонорары не впечатляли. Поэтому Ли взялась активно писать детективы и вестерны, и в качестве сценариста решила покорить Голливуд. Начинала с трэша: по сюжету и сценарию Ли в 1945 году Лесли Селандер поставил малобюджетный ужастик «Призрак вампира».
Но потом случилось чудо – дебютный детектив Брэкетт «No Good from a Corpse» так понравился Говарду Хоуксу, что он пригласил ее для работы над экранизацией классического нуара Рэймонда Чандлера «Глубокий сон». Причем главную роль в нем должен был играть Хэмфри Богарт, бывший одной из «икон» Голливуда. Основу сценария писал Уильям Фолкнер, которому помогал опытный киношник Жюль Фуртман. Брэкетт должна была перевести на киноязык жесткие чандлеровские диалоги.
Каково же было удивление Хоукса, когда он узнал, что «крутой» Ли Дуглас Брэкетт – женщина! «Двойственность» имени сильно помогала писательнице: ведь в середине прошлого века женщины как авторы фантастики, детективов и вестернов не котировались вообще. Брэкетт помогла сломать этот стереотип.
После успеха с «Глубоким сном» Ли многие годы проработала в кино и телевидении. На ее счету сценарии к вестернам Хоукса «Рио Браво» (1959), «Эльдорадо» (1966) и «Рио Лобо» (1970), а также к нескольким детективам, в том числе «Вест-Стрит, 13», экранизации ее собственного романа. А в 1977-м последовало приглашение Джорджа Лукаса… Правда, до премьеры «Империи» Брэкетт не дожила, и некоторые исправления в сценарий вносил уже Лоуренс Каздан.
Ли Брэкетт лишь на год пережила мужа, скончавшись от рака 17 марта 1978 года.
|