Итоги года: о росте книжного рынка, новых форматах чтения и big data в издательской отрасли
1 февраля в отеле «Интерконтиненталь» состоялся пресс-ланч «Будущее – за читателем! Книжный рынок России: перспективы, технологии, точки роста». Руководители крупнейших издательств страны – президент Издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, генеральный директор издательства АСТ Павел Гришков, директор департамента «Эксмо Non Fiction» Евгений Капьев, генеральный директор Корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин, генеральный директор издательства «МИФ» Артем Степанов и генеральный директор группы компаний «ЛитРес» Сергей Анурьев представили итоги прошедшего года, рассказали о перспективах книжного рынка, его основных трендах и инновациях.
В своем выступлении глава холдинга «Эксмо-АСТ» Олег Новиков рассказал: «Итоги 2017 года радуют нас всех – книжный рынок продолжает расти. Тиражи увеличились на 9%, а продажи выросли на 12%. По данным Российской книжной палаты, наметился незначительный спад количества наименований – их число уменьшилось на 3%, что, по сути, на уровне погрешности. Что касается итогов работы Издательской группы «Эксмо-АСТ», то количество наименований выпущенных книг выросло на 16%, тиражи увеличились на 6%, а продажи – на 20%. Выручка холдинга составила 25 млрд рублей». Как заметил Олег Евгеньевич, лидирующим каналом книжного рынка сегодня являются электронные книги – этот сегмент вырос на 41%. Учебная литература продемонстрировала рост на 23%, интернет-магазины – на 20%, федеральные книжные сети – на 19%.
При ежегодном росте книжной отрасли на 10%, Издательская группа «Эксмо-АСТ» ставит цель через семь лет удвоить объем рынка – с 75 млрд рублей в 2017 году до 150 млрд рублей в 2025 году.
Среди драйверов роста книжного рынка Олег Новиков назвал интернет-каналы продаж и федеральные книжные сети, развитие электронных и аудиоформатов, развитие новых форматов чтения – подписных сервисов, самиздата. «Сегодня активно развивается селфпаблишинг – в США, к примеру, его доля уже 30% от рынка, – говорит издатель. –Для издателей самиздат – это, конечно, определенный челлендж, но здесь в первую очередь мы учитываем интересы читателя и сотрудничаем с такими сервисами для поиска новых талантливых авторов».
Среди инноваций, которые вскоре появятся на книжном рынке, Олег Новиков упомянул технологию единого формата книги, когда читая бумажную книгу, читатель может продолжить чтение в электронной версии с нужного места, нужно лишь навести камеру телефона на ту страницу, на которой остановился. «Такие технологии существуют, и мы намерены работать в этом направлении», – говорит он.
Революционные изменения способна привнести на книжный рынок лаборатория больших данных. Как рассказал Олег Новиков, при помощи big data можно не только прогнозировать тиражи, оптимизировать складские запасы, но и сделать индивидуальным подход к интересам читателя на основе семантического анализа и данных о его интересах. Проектирование нейросетей позволит построить интеллектуальные алгориты максимально удобных читательских сервиов.
Павел Гришков рассказал о том, что приоритет в работе Издательства АСТ – это русская литература. «Каждые две из трех выпущенных АСТ книг написаны российскими авторами, – говорит он. – Каждый рабочий день мы открываем читателю нового российского автора – это и писатели, которые работают в художественной и детской литературе, и в жанре нон-фикшн, и поэты». При этом генеральный директор Издательства АСТ отметил, что ведется активная работа и по выпуску мировых бестселлеров, которые издаются практически одновременно с релизами в других странах. Большую роль в популяризации литературы и чтения играют визиты звезд литературы. Так, в прошлом году с полным аншлагом прошли встречи в Москве и Санкт-Петербурге с Джорджем Мартином, Николасом Спарксом, Джеффом Кинни. «В настоящее время мы ведем переговоры о визитах в Россию с Дэном Брауном и Стивеном Кингом – процесс идет непросто, ведь график таких авторов расписан на годы вперед. Предварительно, в 2019 году планируется визит в Россию Стивена Кинга», – рассказал Павел Анатольевич.
Евгений Капьев представил итоги работы издательства «Эксмо» в 2017 году. «Издательство выпустило 56 млн экземпляров и 11 тыс. наименований книг, – говорит он. – По количеству наименований книг сегодня Россия занимает четвертое место в мире, уступая лишь США, Великобритании и Китаю. Таким образом, российскому читателю доступен огромный ландшафт мировой литературы».
Рост продаж книг «Эксмо» в 2017 году составил 15%, причем самым динамичным сегментом стала детская литература, за ней – подростковая и нон-фикшн. Важное направление работы издательства – продвижение книг российских авторов за рубеж и в прошедшем году десятки книг были проданы в страны Европы и Китай. «Основной приоритет нашей работы в 2018 году – открытие новых имен русских авторов, – говорит Евгений. – Особое внимание мы будем уделять таким жанрам, как фантастика, женская проза, а также книгам по личностному росту и социальному успеху, детской и подростковой литературе, поэзии, книгам по здоровью». «Эксмо» намерено стать автоцентричным издательством, цель которого – сделать профессию писателя престижной и высокооплачиваемой, поддерживать новые таланты и оптимизировать сотрудничество с авторами, организовав для них удобные электронные кабинеты.
Александр Брычкин представил итоги первого года работы Корпорации «Российский учебник», основанной в мае 2017 года. «Первые итоги нашей работы весьма оптимистичны, – говорит генеральный директор «Российского учебника». – Общие тиражи выросли на 22 %. На 92% выросла посещаемость сайта rosuchebnik.ru. Мы установили коммуникацию с 20% педагогов страны. При этом 125 тыс. педагогов посетили наши очные мероприятия. И мы открыли дистанционный университет Корпорации «Российский учебник», в котором учителя из всех регионов страны могут получить поддержку и методическую помощь. В 2017 и 2018 годах приоритеты нашей работы – проекты в сфере цифровой трансформации образования. Сегодня нашей электронной образовательной платформой Lecta пользуется порядка 100 тыс. учеников, педагогов и родителей, а в 2018 году мы планируем увеличить число пользователей до 300 тыс.» Также Александр Брычкин рассказал о том, что вскоре данные big data будут использоваться для построения индивидуальных образовательных траекторий для того, чтобы сделать обучение более эффективным. Еще одна важная инициатива Корпорации «Российский учебник» – педагогический контроль качества учебников, который стартовал с 1 февраля 2018 года и призван собирать недочеты, обнаруженные педагогами в учебниках.
Артем Степанов рассказал об основных достижениях издательства «МИФ», которое со времени своего основания делает ставку на три главные ценности для своих читателей: «качество», «польза» и «развитие». Издательство выпускает 350 новинок в год, а его выручка в 2017 году составила 1,3 млрд рублей. «Наша стратегия – продвигать пользу, – говорит генеральный директор издательства «МИФ». – Наш принцип отбора книг – мы начинам с себя, сами читаем и применяем то, что издаем. Команда издательства, которая работает удаленно, вне офиса, в 10 странах мира, сегодня насчитывает 180 сотрудников и каждый из них является активным читателем книг, которые мы выпускаем».
Сергей Анурьев рассказал о том, что доля бренда ЛитРес в 2017 году достигла 63%. По итогам года количество проданных книг составило 12 млн экземпляров, а объем выручки по предварительным данным по сравнению с 2016 годом вырос на 50%. В 2017 году в мобильных приложениях было куплено на 70% больше книг, чем годом ранее. А количество аудиокниг, приобретаемых через приложение «ЛитРес: Слушай!» для Android, увеличилось по сравнению с 2016 годом на 124%.
Высокие темпы роста также демонстрирует подписная модель распространения электронных и аудиокниг. Аудитория и совокупная выручка подписного сервиса MyBook в 2017 году выросли в 2 раза.
Перспективный сегмент книжного рынка – аудиокниги. Компания увеличила продажи аудиокниг в 2017 году на 144% и прогнозирует высокий рост этого направления в 2018 году.
В 2017 году был реализован целый ряд социально-образовательных проектов, среди них – появление в Москве, Санкт-Петербурге и разных регионах страны, в том числе на крупнейших вокзалах и на станциях Московского центрального кольца новых мобильных библиотек. В конце года группа компаний «ЛитРес» перезапустила литературную премию для начинающих авторов – «Электронная буква». Ее цель – поиск и поощрение новых русскоязычных авторов, а также популяризация легального чтения и прослушивания книг в интернете.
|