«Интересно, какая усталость наступает раньше – от болтовни или от ее слушанья?» – 7 марта 1924 года родился Кобо Абэ
«Новости литературы» поздравляют читателей с днем рождения японского писателя, драматурга и сценариста Кобо Абэ.
Кобо Абэ (или Абэ Кимифуса – именно так звучит настоящее имя писателя) родился в Токио, однако его детство и юность прошли в Маньчжурии, где его отец работал на медицинском факультете Мукденского университета. В 1940 году, закончив среднюю ступень школы в Маньчжурии, вернулся в японскую столицу, чтобы завершить среднее образование в школе высшей ступени Сэйдзе. А в разгар Второй мировой войны, по настоянию отца будущий писатель, поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета. Но проучившись до 1948 года Кобо Абэ государственный квалификационный экзамен, специально или нет, сдал неудовлетворительно, что формально лишило его права на врачебную практику.
Литературная карьера Кобо Абэ началась за несколько лет до госэкзамена. Его поэтический сборник «Анонимные стихи», основанный на событиях, которые литератору пришлось пережить в Манчьжурии, был выпущен в 1947 году, причем весь тираж 62-страничной книги Абэ самостоятельно напечатал на мемографе. Выражая отчаяние поколения послевоенной молодежи, Кобо Абэ также обращался к читателю с призывом протеста против реальности. В его ранней поэзии прослеживаются влияние Рильке и Хайдеггера. В том же году вышла и первая прозаическая книга – три тома записок молодого японца, объединенных общим названием «Глиняные стены».
В 1951 году февральский номер журнала «Современная литература» опубликовал повесть «Стена. Преступление S. Кармы». В 1962 году по сценарию Абэ его друг кинорежиссер Хироси Тэсигахара снял свой первый художественный фильм «Западня», в основе которого была пьеса писателя. Впоследствии Тэсигахарой были сняты еще 3 фильма по романам Абэ.
В 1973 году Абэ создал, возглавив собственный театральный коллектив «Студия Абэ Кобо», нетривиальные выступления которого пользовались за рубежом огромной популярностью. Но у себя в стране экспериментальный коллектив поддержки не получил и в 80-х годах распался. Для создания звуковых эффектов своих театральных постановок Абэ использовал синтезатор, являясь первым и единственным в Японии владельцем-непрофессионалом. Кроме него, этот инструмент имелся лишь в «Студии электронной музыки» NHK и у композитора Исао Томиты, которые пользовались им в профессиональных целях.
Интересно, что в 1984 году Абэ стал первым японским писателем, сочинявшим свои произведения, набирая их в аппаратном текстовом процессоре фирмы NEC (пользовался моделями «NWP-10N» и «Бунго»).
Абэ принадлежит патент на простую и удобную цепь противоскольжения («Chainiziee»), которая надевается на шины автомобиля без использования домкрата. Свое изобретение он продемонстрировал в 1986 году на 10-й международной выставке изобретателей, где его наградили серебряной медалью.
В декабре 1992 года, работая над очередным сочинением, Абэ потерял сознание в результате кровоизлияния в мозг и был госпитализирован. После выписки из больницы, продолжая курс лечения в домашних условиях, 22 января 1993 года Кобо Абэ умер от остановки сердца.
Наиболее значимыми произведениями Абэ считаются трилогия «Женщина в песках», «Чужое лицо», «Сожженная карта», в 1960-х годах она была экранизирована режиссером Хироси Тэсигахарой, роман «Человек-ящик», повесть «Стена. Преступление S. Кармы», рассказ «Красный кокон» (1950).
|