«Не тела я болезнь стихами исцеляю» – 5 марта 1703 года родился Василий Тредиаковский
«Новости литературы» поздравляют читателей с 315-й годовщиной со дня рождения Василия Кирилловича Тредиаковского – русского поэта и ученого XVIII-го века.
Василий Тредиаковский родился в Астрахани, в семье священника. Когда ему исполнилось 20, он уехал в Москву, чтобы учиться в Славяно-греко-латинской академии. Его первыми сочинениями были драмы «Язон» и «Тит Веспасианов сын», однако их тексты не сохранились, и стихи «Элегия на смерть Петра Великого» и «Песенка». В 1726 году Тредиаковский бросил учебу в академии и уехал в Голландию, где жил в бедности. В 1728 году он поступил в Сорбонну – старейший университет Европы, чтобы выучиться математике, философии и богословию.
В августе 1730 года вернулся в Петербург и к концу года был «причислен к студентам Академии наук» и, благодаря князю Куракину, с которым познакомился за границей, опубликовал в АН переведенный им со скуки роман Поля Тальмана «Езда в остров любви», а к нему приложил стихи собственного сочинения. Лучшим стихотворением поэта считают «Стихи похвальные России», положенные на музыку. Книга имела успех, став не только единственной печатной такого рода, но единственным светским романом того времени, а ее автора и переводчика назначили придворным поэтом императрицы Анны Иоанновны. В 1733 году ему поручили разработку реформы русского литературного языка. Тредиаковский стал одним из основоположников современного силлабо-тонического стихосложения в России.
Однако с начала 1740 годов, особенно после принуждения в участии в шутовской свадьбе в Ледяном доме, его позиции при дворе сильно упали, и хотя позже его признали невинно пострадавшим и выплатили годовое жалованье в счет ущерба, эта ситуация оставила неизгладимый след в душе литератора и сильно повредила его репутации. В это же время восходящая поэтическая звезда Михаила Ломоносова затмила славу Тредиаковского, он не принял новые тенденции в литературе и стихосложении, в результате чего ему более не давали для перевода стихов и од. Тогда же началась так называемая «литературная война», спровоцированная личным и творческим конфликтом Тредиаковского и Сумарокова, не остался в стороне и Ломоносов. Результатом войны поэтов стало рождение новых литературных жанров – комедии и пародии на индивидуальный стиль – и литературной критики как таковой.
Смерть Анны Иоановны и приход в 1741 году к власти Елизаветы еще более ухудшила положение Тредиаковского при дворе, хотя в 1745 году его все же назначили профессором Академии. Откуда в 1759 году он был уволен.
Василий Тредиаковский умер 6 августа 1769 года.
Творчество Тредиаковского еще при его жизни вызывало немало споров; так, его вольный перевод «Приключений Телемаха» Фенелона, «Телемахида», и вовсе стала объектом насмешек. В целом, поэту не повезло: Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег. Вышедший в 1835 году роман Ивана Лажечникова «Ледяной Дом» поддерживал этот миф. С подобным мнением о поэте не соглашался Пушкин, ставя его творчество весьма высоко. Он писал: «…изучение Тредьяковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей».
|