Анна Берсенева: «Я заканчиваю с героями тогда, когда понимаю, что исчерпывающе показала их характеры»
25 апреля в библиотеке Вс.Иванова, что расположена в поселке «Сокол», прошла презентация нового романа популярного российского писателя Анны Берсеневой «Кристалл Авроры». Действие книги разворачивается в этом знаменитом поселке на северо-западе столицы в самые разные годы – в 20-30-х гг. XX века и в наше время.
В центре повествования – история Нэлы Гербольд, которая переживает кризис среднего возраста. Потеряв жизненный ориентир, переоценив свои желания и стремления, она возвращается в Москву и пытается вернуть отношения с прежним мужем. Но столкновения характеров, разные взгляды на жизнь и в прошлом разрушили многое, и сейчас не позволяют начать сначала. Разбираясь в себе, Нэла погружается в историю любви своего прадеда, который когда-то столкнулся с похожими проблемами. И именно в поселке «Сокол» решалась его судьба…
Анна Берсенева рассказала гостям, что интересуется историей этого удивительного места в Москве уже очень давно и, кажется, знает о каждом доме множество любопытных легенд.
– Я влюбилась в этот поселок семь лет назад. Мы с писателем Владимиром Сотниковым много здесь бывали, у нас проходили литературные вечера в библиотеке. И я стала читать об этом поселке, узнавать его историю. Валерия Петровна (директор библиотеки) познакомила меня с людьми, которые здесь живут на протяжении, наверное, пяти поколений с 1923 года – года основания этого поселка. И это, конечно, очень сильное впечатление. Потому что одно дело ты читаешь, а другое ты видишь людей. И они тебе рассказывают про какие-то детали, о которых не узнаешь из книг, – говорит Анна Берсенева.
Благодаря неповторимой истории «Сокола», его удивительной судьбе и значимых людях, которые здесь жили: актер и режиссер Ролан Быков, художник Александр Герасимов, писатель Павел Санаев, актер Всеволод Сафонов, изобретатель Владимир Фёдоров, химик Фёдор Церевитинов и многие другие, поселок стал значимым местом в новой книге Анны Берсеневой.
– Это место не новенькое, не то, которое начало существовать вчера. В людях здесь, в историях их семей, соседей, самих этих домов, уже населенных другими людьми, есть что-то такое, что не позволяет им чувствовать себя новенькими пришельцами на этой земле. Позволяет им на что-то оглянуться, что-то понять в себе через этих людей. Например, так происходит с героиней этой книги в какой-то момент ее жизни, когда она поняла, что она что-то делала неправильно. Вернее, она не может сказать про каждый свой шаг, что он был каким-то неправильным. Просто какой-то тупик. Наверное, каждый человек в определенный момент своей жизни приходит, как бы правильно он себя ни вел, где бы он ни жил, создал ли семью или остался один, есть у него дети или нет, он чувствует внутреннюю исчерпанность того, что он уже сделал. И вот здесь ему очень важна возможность остановиться, оглянуться и о чем-то себя спросить.
Важные вопросы, которые Анна Берсенева поднимает в книге: «Где граница компромиссов?», «Является ли любовь тем универсальным способом, который снимает все противоречия между людьми?» находят свои ответы в романе.
– Нэла приходит к этим вопросам и находит на них ответы в судьбе своего прадеда, о котором она, рано уехав из дома, особо никаких представлений не имела. А он архитектор, из тех людей, которые первыми строили дома в этом поселке, – рассказывает писатель.
После рассказа о романе Анна Берсенева поведала множество любопытных фактов об истории поселка «Сокол».
– Я начала заниматься историей этого поселка и просто ахнула. В 1920-е годы в России в общем-то настроение было чрезвычайно оптимистическое. Казалось бы, только что была кровавая революция, красный террор. Но в эти годы было активнейшее развитие авангарда во всех направлениях искусства: архитектуре, живописи, театре и литературе. И все происходило именно здесь: и Мейерхольд, и отец Павел Флоренский с его абсолютно передовыми идеями. И одна из таких идей – идея города-сада, поселка «Сокол». Здесь селятся инженеры, профессура, художники архитекторы, собирается очень необычный состав жителей, и поскольку это кооператив, они объединяются. Здесь возникло такое классическое комьюнити.
Писатель рассказала о том, что планирование города-сада осуществлялось лучшими архитекторами, и при проектировании было продумано буквально все.
– Вплоть до того, какие деревья будут высаживаться. Есть такие липы мелколистные, их лепесточки, когда переворачиваются, становятся серебристыми. В зависимости от направления ветра вся улица или серебристая, или ярко-зеленая.
Поселок «Сокол» – это уникальное для Москвы место, здесь есть практически все типы домов: и сторожевая башня, и немецкие домики, и английский коттедж, и рубленная русская изба, и представлены разные технологии в строительстве.
Кроме всего прочего, Анна Берсенева обратила внимание на то, что в музее поселка хранится кусок самолета, когда-то рухнувшего на «Сокол».
– Здесь произошло знаменательное в печальном смысле слова событие. Был такой самолет «Максим Горький», это был гигант отечественного самолётостроения, больше «Руслана», и были показательные выступления. Показательным был его полет, он летел, а вокруг него маленькие истребители, и один задел его крылом. «Максим Горький» упал на сам поселок, 1935 год.
И рассказала, почему поселок назван «Соколом»:
– Его собирались строить в Сокольниках, и эмблемой сделали вот этого сокола. Но потом оказалось, что почва там не подходит для строительства, а здесь песчаные почвы оказались идеальными для устройства города-сада, поэтому и решили назвать его «Сокол».
Гости посетовали, что с героями Анны Берсеневой после прочтения прощаться не хочется, на что автор ответила:
– Я заканчиваю с героями тогда, когда понимаю, что исчерпывающе показала их характеры. Конечно, я могу придумать с ними миллион всяких событий, но, читая, вы будете уже предугадывать, как они себя поведут в этих ситуациях, вам они уже понятны. Вот в такой момент я заканчиваю.
После презентации Анна Берсенева провела экскурсию по поселку, во время которой представители СМИ познакомились с достопримечательности поселка: домами-мастерскими Александра Герасимова и Андрея Файдыша-Крандиевского, домом Ролана Быкова и Ивана Бибикова, «Вологодской избой» и т.д.
|