Чтение, цифровизация, интеллектуальное развитие России
24 мая деловую программу Петербургского международного экономического форума открыла пресс-конференция «Интеллектуальное развитие страны как фактор опережающего экономического роста», на которой представители Корпорации «Российский учебник» и Издательской группы «Эксмо-АСТ» представили проекты, связанные с трансформацией образования и книжного рынка, а также создания smart-контента.
В пресс-конференции приняли участие: генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин, президент Издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев, космонавт-испытатель, председатель «Российского движения школьников» Сергей Рязанский.
Президент крупнейшего в России издательского холдинга «Эксмо-АСТ» Олег Новиков рассказал, как меняется книжный рынок в стране в связи с цифровизацией: «За последние 7 лет мы оказались на переднем рубеже экономического процесса. Мы работаем в условиях высокой конкуренции. Мировые лидеры – Google, Amazon хотят работать с нашими авторами и это для нас и серьезный челлендж, и новые возможности для саморазвития. Нужно быть ближе к потребителю, доносить свои идеи до него, искать новые формы представления контента. Сегодня книга становится комплексным медиаконтентом, который включает электронный, аудио и мультимедийный формат. И это касается и художественной книги, и учебной.
Благодаря новым технологиям контент становится умным – персонализированным и разнообразным. Smart-контент имеет длительный жизненный цикл и сам себя продвигает.
По количеству потребления электронных книг Россия входит в пятерку ведущих стран – более 30% читателей предпочитают электронные книги. При этом растет интерес и к традиционной, бумажной книге. После пятилетнего падения книжного рынка его объем начал активный рост. Все это позволяет смотреть в будущее с определенным оптимизмом».
Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин уверен, что главный вопрос, который сегодня требует решения – регулирование перехода к цифровому образованию. «Как выполнить поручение Президента РФ и войти к 2024 году в десятку стран с цифровым образованием? – говорит он. – Для специалистов очевидно, как строить технологические платформы, их экосистемы. Но важнейшие задачи лежат в организационной деятельности. И в мире уже есть позитивный опыт – скажем, в школах Скандинавии уже работает персонализация образования, когда педагоги обсуждают с родителями индивидуальный план обучения.
Важна вариативность образовательных программ – это закладывает основы персонализации и раскрывать способности учеников. Еще одно условие успешного цифрового образования – превращение педагогов в его евангелистов и мы активно работаем над этим, создаем Национальный университет педагогического мастерства, в который вовлекаем учителей из всех регионов страны. Еще один аспект – нужна адекватная система мониторинга образовательных результатов, которая бы затрагивала умение учиться, уметь критически мыслить, работать с информацией – это то, что нужно человеку сегодня, завтра и послезавтра.
И решить эти задачи поможет государственно-частное партнерство. Сегодня необходимо обеспечить учебными местами порядка 7,5 млн учеников. После реализации намеченной государственной программы 6,5 млн из них останутся неохваченными. Мы же предлагаем возложить ответственность за результаты образовательного процесса на бизнес, на тех, кто готов инвестировать в будущее России. Согласно проекту, частный бизнес будет организовывать строительство школ, их оснащение и обеспечивать те образовательные результаты, которые ожидает государство. В ответ государство в течение нескольких лет будет постепенно компенсировать бизнесу расходы. Среди показателей успеха такого проекта – рост показателей ЕГЭ, получение учениками навыков 21 века, реализация индивидуализации образовательных траекторий, рост удовлетворения качеством образования всеми участниками процесса».
Генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев напомнил, что самым востребованным навыком в 21 веке является эмоциональный интеллект: «Согласно исследованиям, чтение художественной литературы развивает эмоциональный интеллект. И цифровизация может помочь в этом существенно – современные технологии позволяют донести до детей информацию об интересных и полезных для них книгах быстро и в любом удобном им формате».
Космонавт-испытатель, председатель Российского движения школьников Сергей Рязанский рассказал о том, что популяризация чтения среди детей является одним из ключевых проектов РДШ. «Человек читающий обладает большими компетенциями и возможностями, – говорит он. – Сегодня закончилось время узких специалистов. Современные эксперты должны мыслить широко. И чем больше человек читает, тем легче ему усваивать новые знания. Данные качества востребованы во всех сферах нашей жизни. И мы должны сделать так, чтобы чтение вошло в привычку у наших детей».
Наша задача – чтение сделать модным, без этого не получится воспитать будущих успешных граждан РФ».
|