«Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобою, прочь от меня»» — 24 июля 1828 года родился Николай Чернышевский
«Новости литературы» поздравляют читателей с 190-м юбилеем со дня рождения Николая Чернышевского — писателя и философа, предвосхитившего в России женскую эмансипацию и участие интеллигенции в революционном движении.
Николай Чернышевский родился в Саратове в семье священослужителя и крестьянки. Его отец, происходивший из рода крепостных крестьян, был человеком чрезвычайно образованным и до 14 лет учил своего сына сам, а также привил сыну любовь к книгам. Да так, что друзья называли Николая «пожирателем книг», поскольку он читал их запоем, проглатывая увесистые тома один за другим. Его жажду знаний ничто не могло утолить.
Благодаря полученным во время домашнего обучения знаниям он без труда поступил в духовную семинарию Саратова, а по окончании ее — в ведущий университет Санкт-Петербурга. Окончив историко-филологический факультет в 1850 году, Чернышевский удостоился звания кандидата наук и стал преподавателем в кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. Но, невзирая на блестящие успехи, вскоре он оставил престижную и хорошо оплачиваемую должность из-за конфликта с одним из офицеров и уехал преподавать в гимназию в Саратове. Причем полученную работу он воспринимал как шанс активно продвигать свои революционные идеи.
Свои первые публикации писатель сделал в 1853 году в нескольких журналах. В 1858 году получил почетное звание магистра русской словесности. С 1861 года Чернышевский попал под надзор полиции из-за своей связи с тайным революционным обществом и через год был арестован и заточен в Петропавловской крепости. В тюрьме за 2 года (678 суток ареста) он исписал свыше 200 листов рукописей. Тогда же был написан роман «Что делать?», который, как ни странно, пропустила царская цензура и его опубликовали.
К сегодняшнему дню главная книга Чернышевского — роман «Что делать?» — из спорного, а потом официально-рекомендованного произведения превратилась в один сплошной мем, который, в свою очередь, содержит мемы поменьше: это, например, знаменитые сны Веры Павловны, в свое время талантливо обыгранные коллективом «Шоу Долгоносиков». Кстати, у Веры Павловны был вполне реальный прототип — об этой даме подробно рассказал в своих воспоминаниях поэт и критик Владислав Ходасевич.
|