Олег Аронсон стал лауреатом премии Пятигорского
Сайт литературной премии имени Александра Пятигорского опубликовал информацию о победителе 5-го сезона премии. Им стал Олег Аронсон с книгой «Силы ложного. Опыты неполитической демократии», издательство «Фаланстер» (2018).
«Новости литературы» писали ранее, что в 5-м сезоне на соискание премии выдвинули 37 сочинений, а шорт-лист премии составили 5 произведений. По решению Наблюдательного совета премии по рекомендации жюри также отмечены 2 сочинения «короткого списка»:
1. Книга «“Метео-чертик. Труды и дни. 1941 г.” Рукописная книга-дневник,созданная в Карлаге, и история жизни ее автора – Ольги Михайловны Раницкой» в номинации «Мастер книжных проектов» – за создание книги, совмещающей в себе силу документа, свидетельства и произведения искусства и этим рассказавшей миру новую историю о силе и мужестве человека, о значении даже одной достойно прожитой жизни в рамках катастрофы XX-го века. Номинация не предполагает денежного вознаграждения.
2. Книга Татьяны Горичевой «О священном безумии. Христианство в современном мире» – дошедшие до нас, до русского читателя, тексты философа безусловно являются открытием. Книга Татьяны Горичевой будет выкуплена и разослана за счет Фонда в региональные библиотеки.
На сайте приведены слова председателя жюри Ксении Голубович: «Премия присуждается за современность философского подхода к описанию актуальной действительности, за разработку русского философского языка в свете вызовов большого мира, на равных условиях со всеми, без скидок на национальные особенности.
Тексты Олега Аронсона не похожи на классические тексты «по философии». Инструментом для них становятся понятия, которые не входят в круг классических (общность, заражение, неценное, «неизвестный солдат» и многие другие). Эти понятия заимствуются, выращиваются, схватываются автором на основе того мира, который окружает нас, служит нам ежедневным материалом, частью нашего неприметного опыта и на опыте тех текстов литературы, которые волнуют нас в силу стоящего за ними внелитературного опыта (О. Мандельштам, В. Шаламов, П. Целан).
Это не мир «утопий», «трансценденций», «императивов», «высокого искусства» это «наш мир», мир, как мы его знаем, который кажется не ценным с точки зрения «идей». И в этом смысле прямой работы с реальностью философское письмо Олега Аронсона имеет сильную стилевую, даже поэтическую сторону. Философ «творит» понятия, вытягивает их, разыскивает везде, где может. В создаваемом им фокусе мы видим удивительную «проходимость» нашего мира для нашего же описания, для нашего мышления о нем. Для философа «наш» мир – это не мир катастрофы, который не отвечает каким-то более высоким требованиям к нему, а мир нащупывания будущего в отказе от любой попытки судить о чем-либо с внешней, ценностной точки зрения. Это мир странной надежды на слабые силы, на то, что отвергаемое нами как неценное, неизвестное, слабое, больное, на деле, есть единственный путь в будущее. Тексты Аронсона – это поиск «слабых мест» в системе, через которые мы можем пройти вперед, не зная, не понимая, не имея никаких «представлений» и идей о том, что нас ждет впереди.
Для философа «наш» мир – это не мир катастрофы, который не отвечает каким-то более высоким требованиям к нему, а мир нащупывания будущего в отказе от любой попытки судить о чем-либо с внешней, ценностной точки зрения.
Будущее – это не то, что будет повторено на основе того, что мы знаем, а то, что придет на совершенно других основаниях и что сегодня можно только угадать лишь по некоторым почти невербальным признакам. Зерна будущего в настоящем – вот, что волнует автора этой книги о праве слабого быть услышанным, книги, которая при этом есть ни что иное как демонстрация всей силы верности такому праву – ибо из ее аргументов «выпрыгнуть» не так-то просто, даже если у тебя нет согласия с позицией автора».
|