Анна Бернс о своем романе и своей победе на Букере
«The Guardian» опубликовала интервью победителя «Man Booker Prize-2018» – ирландской писательницы Анны Бернс. Выигрыш главного приза Букеровской премии явно судьбоносное событие, но не более, чем в случае неожиданного успеха вечером 16 октября, когда Анна Бернс стала первым в Северной Ирландии писателем, когда выиграла приз в £50 тыс за свой третий роман «Молочник».
Если вернуться на четыре года назад, Бернс вспоминает, что не могла писать из-за мучительной боли в спине, сидела дома, когда это было возможно, изо всех сил пыталась свести концы с концами. Когда же она закончила и наконец смогла отправить рукопись своему агенту, ее роман был отклонен несколькими издателями. Такой вот конец истории.
56-летний автор рассказала: «Когда я оглядываюсь назад на 2014 год – с этой ужасной болью, то сразу задаюсь вопросом: «Я даже закончу «Молочника»? А потом победитель Букера? Крайности… Чувствую себя прекрасно, это кажется сказкой. Это действительно случилось?»
Она еще чувствует много боли (в результате хирургического вмешательства), и при интервью то сидит на низком столике, то, периодически, стоит. Она говорит: «Я до сих пор не могу вернуться к писательской работе, но давайте не будем говорить об этом сегодня. Приятно чувствовать, что я растворитель. Это огромный, огромный подарок».
Ее «Молочник» – это роман о травме взросления во время Смуты в 1970-х годах в Белфасте, события которого происходят в неназванном городе, в неизвестную эпоху, персонажи, известны только с точки зрения их отношений с другими.
Бернс объясняет: «Хотя это узнаваемо, как перекошенная форма Белфаста, на самом деле это не Белфаст в 70-х годах. Я бы хотел подумать, что это можно рассматривать как какое-то тоталитарное, замкнутое общество, существующее в подобных угнетающих условиях. Я рассматриваю это как вымысел в отношении всего общества, живущего под сильным давлением, причем долговременное насилие рассматривается как норма».
Ее роман, во многом, является попыткой показать, насколько ненормально эта нормальность, отсутствие имен, придающих ей почти дистопическое, футуристическое качество. Многие читатели, особенно молодые, не очень знакомые с недавней ирландской историей, нашли в нем параллели с «Рассказом служанки» Маргарет Этвуд.
|