Дед Чарльза Дарвина прославился своими стихами о сексе растений
Сегодня фамилия «Дарвин» вызывает в воображении только одного человека: Чарльза Дарвина (1809-1882), английского натуралиста и путешественника, прославившийся своим капитальным трудом об эволюции живых организмов на Земле «Происхождение видов» и за глобальный вклад в наше понимание эволюции. Однако в Англии, примерно сто лет ранее, таким же знаменитым был и другой Дарвин: Эразм Дарвин, чьи поэтические видения эволюции можно увидеть в теориях его внука.
Эразм Дарвин, родившийся 12 декабря 1731 года, получил медицинское образование. Однако его деятельность далеко выходила за рамки врачебного дела. Исследователь Патриция Фара в блоге «Oxford University Press» написала: «Радикально борясь за равенство, он осудил рабство, поддержал образование женщин и выступил против конвенции христианских идей о сотворении мира». Он был активен на протяжении периода, известного сейчас как Просвещение, когда его современники, такие как Карл Маркс, Жан-Жак Руссо и Мэри Уолстонкрафт, работали над тем, чтобы понять, как работает Вселенная, используя инструменты, варьирующиеся от научного до поэтического.
Он написал длинные стихи о садах, технологиях и эволюции пытаясь таким способом передать свои взгляды. Фара пишет: «Отец четырнадцати детей от двух жен и гувернантки своего сына, он предвидел космос, питаемый сексуальной энергией и господствующий в постоянной борьбе между силами добра и зла». В этом космосе, он верил, что жизнь произошла из общего источника.
Его поэзия стала популярной в последнее десятилетие его жизни, начиная с опубликованной в 1789 году поэмы «Любовь растений», где поэтично описывался растительный секс, сравнимый с цветочной эротической прозой эпохи, подарившей нам «Fanny Hill: Memoirs of a Woman of Pleasure».
Однако, как пишет ученый Алан Ричардсон, под красочным языком и эвфемистическим стихом скрывалась настоящая наука – по крайней мере, для своего времени. Произведения Дарвина «Любовь растений» и последующие работы 1790-х годов, как в поэзии, так и в прозе, отражали его огромный интерес к миру природы.
Ричардсон отмечает, что в 1790-х годах ученые писали на популярном языке того времени. Он пишет: «Кроме того, они писали о вопросах, представляющих большой интеллектуальный и общественный интерес», имея в виду, что их идеи были доступны современникам в других областях: «Их ревизионные взгляды на мир природы, организм человека, нервную систему и ум» были доступны любому из их класса, что помогло создать интеллектуальную атмосферу полной социальной и научной революции.
Эразм Дарвин опубликовал еще одну книгу – уже в основном прозу – в 1794 году. «Zoonomia; или законы органической жизни», содержащую его теории о том, как развивалась жизнь, руководствуясь «духом анимации». Ричардсон пишет: «Его теория, по-видимому, отрицала креационистские рассказы о Земле, разрушала принципиальное различие между людьми и другими животными и приравнивая человеческую душу с мозгом и нервной системой». Тогда теории Эразма Дарвина рассматривались как политически опасные – и так и остались бы за пределами времени, если бы не теория эволюции его внука.
|