Автору известной песни «Милая моя» исполнилось бы 85 лет
Сегодня могло исполниться 85 лет советскому поэту, писателю, журналисту, драматургу, художнику, киносценаристу, автору-исполнителю песен и киноактеру Юрию Визбору. В Советском Союзе он был одним из наиболее популярных бардов и не менее популярным киноактером. Являясь одним из основоположников жанра авторской, студенческой и туристской песни, он создал свыше 300 песен.
Кстати, именно Визбор стал родоначальником уникального жанра — «песни-репортажа», когда работал в основанном им звуковом журнале «Кругозор», издававшемся с гибкими ярко-голубыми грампластинками. По заданию журнала он объездил всю страну и уже в первом номере в 1964 году записал первую такую песню — «На плато Расвумчорр».
Сочинять стихи Юра начал еще в школе, сохранилось написанное в 8-м классе стихотворение «Поет пассат, как флейта, в такелаже» (1948). В своей автобиографии Визбор написал, что свое первое стихотворение он сочинил в 14 лет. После школы, когда в МИМО (МГИМО) и МГУ поступить не удалось, пошел в МГПИ, в аббревиатуре которого в начале 1950-х букву «П» расшифровали как «Поющий», поскольку в пединституте присутствовали песенные традиции, связанные с самодеятельностью студентов и туризмом. Те впечатления от первых походов по Подмосковью и Карелии послужили основой для первых песен Визбора. МГПИ являлся одним из центров нарождавшегося в то время жанра «самодеятельной», или «авторской песни», и Визбор сразу стал его ярчайшим представителем.
Его песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки» стали очень популярны в студенческой среде. Он написал «Гимн МГПИ — МПГУ», а его «Милая моя» памяти Валерия Грушина стала не только гимном всех туристов Советского Союза, но поистине народной песней. В армии Визбор впервые сочинил песню на собственную музыку «Синие горы», до этого он использовал известные мелодии или музыку к его стихам сочиняли друзья. Уволившись в запас, он закончил автобиографичную повесть «На срок службы не влияет», и хотя она получила положительную рецензию Константина Симонова, однако главный редактор журнала «Юность» Борис Полевой печатать ее в журнале побоялся.
В 1957 году Визбор стал одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». В 1961 году он вместе с Сергеем Смирновым написал сценарий к фильму «Выше неба», сочинив к нему также 6 песен, в том числе знаменитый «Домбайский вальс». В это время песни барда, которые записывались на катушечные магнитофоны в домашней обстановке и распространялись неофициально, приобрели популярность сначала среди столичной интеллигенции, а потом и по всему СССР.
В 1962 году Визбор принял участие в создании радиостанции «Юность» и занялся концертной деятельностью. Первый активный год в концертной деятельности Визбора — 1971-й: прошло 30 его выступлений в городах Союза, а самым активным стал 1976 год, когда бард отыграл 70 концертов.
Его песни «Спокойно, дружище, спокойно», «Охотный ряд», «Бригантина», «За туманом», «Ты у меня одна», «Серега Санин», «Наполним музыкой сердца», «Фанские горы», «Излишний вес», «Александра» к популярному фильму «Москва слезам не верит» и много-много других до сих пор любят и поют многие.
Лев Аннинский написал о Визборе: «Он дал своему поколению голос, дал жанр, и именно с его легкой руки пошло уже поветрие и появились менестрели следующих поколений — принцип был распознан, почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая ее частью».
|