МАЯКОВСКИЙ_уикенд в Еврейском музее
Сегодня, 19 июля, отмечается 126-я годовщина со дня рождения великого советского поэта-футуриста Владимира Маяковского. Как сообщается на странице мероприятия в соцсети Facebook, в воскресенье, 21 июля, в Еврейском музее состоится заключительная часть программы ко дню рождения Владимира Маяковского. Организатором программы выступает Государственный музей В.В. Маяковского совместно с «Энциклопедией русского авангарда».
Расписание событий:
16:00 – 17:00 Презентация культурно-образовательного проекта «Маяковский в Америке» с демонстрацией короткометражного фильма «Маяковский_Дочка»
Презентация посвящена путешествия поэта в Америку в 1925 году, результатом которого стали свыше 20 стихотворений и книга очерков «Мое открытие Америки». Но была тайна, о которой поэт не говорил никому. Загадочное слово «дочка», найденное исследователями в его записной книжке, порождало различные версии и догадки, пока Патриция Томпсон не рассказала историю любви своих родителей – Владимира Маяковского и русской эмигрантки Элли Джонс. В 1993 году ею была выпущена книга «Маяковский на Манхэттене», а в 2017 году Государственный музей В.В. Маяковского представил читателям ее новое издание, переработанное и дополненное ранее неизвестными документами. Кроме того, во время презентации будет показан короткометражный фильм с элементами стиля комикса, «Маяковский_Дочка», в котором соединился творческий замысел студии RuObraz с темой путешествия Владимира Маяковского в США, что и стал поводом для диалога двух поколений. Роль Маяковского в этом необычном фильме исполняет Михаил Блиндарь.
Ведущий встречи — директор Государственного музея В.В. Маяковского Алексей Лобов.
Вход — свободный по регистрации.
17:00 – 18:20 Лекция «Маяковский и Пушкин: «почти что рядом»»
Русская литература знала две ярких переломных эпохи – начало XIX и начало XX века. Пушкин и Маяковский были символами этих эпох, кумирами своих поколений. Новая эпоха спорила с прежней всем – эстетикой, языком, идеалами. Суть ее – предчувствие близкой исторической катастрофы, затем страшная война, революция, слом всей прежней жизни. Главной заботой ее художников было Будущее, радикально отличное от всего прошедшего. В борьбе за искусство Будущего футуристы при активном участии Маяковского начинали с противостояния всему, что было утверждено общественным мнением – отсюда их требование «бросить Пушкина с парохода современности». Это противостояние было остро воспринято современниками и закрепилось в исторической памяти. Но о центральном положении Пушкина в культуре футуристы никогда не забывали. Он был для них точкой не только отталкивания, но и опоры. Поэты нового времени по-своему решали поэтические задачи, поставленные Пушкиным, по-новому разрабатывали важные темы его творчества.
Неожиданные параллели личных биографий поэтов говорят, как несхожие обстоятельства привели к одному трагическому итогу: смерти от пули. Их посмертные судьбы, где сменяются периоды мертвящей канонизации и живой любви, тоже оказываются связанными. Символично соседство двух памятников на Тверской улице – «почти что рядом», в одной остановке метро.
Лектор — научный сотрудник Государственного музея В.В. Маяковского Галина Антипова.
Вход — свободный по регистрации.
18:30 – 19:50 Лекция ««Разговор с фининспектором о поэзии»: экономический манифест Маяковского»
В мае 1926 года Владимир Маяковский предпринял одну из последних своих радикальных эскапад — отдал в печать стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». В июне оно было издано в виде отдельной книжки в Тифлисе, в оформлении Александра Родченко; осенью его напечатал журнал «Новый мир». Примечательно, что на книгу не появилось ни одной рецензии — несмотря на успех стихотворения у публики. Это произведение — не только гимн поэтическому искусству, и не только едкая насмешка поэта над госчиновничеством. Маяковский, будучи чрезвычайно продуктивным, но далеко не самым высокооплачиваемым литератором, публично обозначил уровень писательских доходов, а также попытался побороть бюрократию. Попытка тягаться с левиафаном обескуражила поэта — налог не только не снизили, а увеличили почти в 5 раз (!), поставив его на грань финансового банкротства. Лекция будет посвящена разбору деталей этого стихотворного манифеста и его рецепции, а также нюансам его экономического контекста и иллюстрирования.
Лектор: Андрей Россомахин — филолог, искусствовед, исследователь русского авангарда, научный редактор серии «Avant-Garde» в издательстве АНООВО «Европейский университет в Санкт-Петербурге». Автор (и соавтор) более 100 публикаций, а также 20 книг (в том числе о крупнейших фигурах авангарда ― Хлебникове, Маяковском, Каменском, Хармсе и др.).
Вход — свободный по регистрации.
20:00 – 21:00 Перформанс «Манифест футуристов»
Акция молодых актеров является трибьютом футуристам и их первому перформансу в России. Она представляет собой своеобразный диалог с одним из главных перформеров – Владимиром Маяковским, который пропагандировал эстетическую и экзистенциальную трансформацию человека, культуры и эпохи, отказ от быта и классического искусства. Личность и творчество авангардиста стала импульсом для исследования: недостижимый гений-гигант, художник, поэт, драматург, рекламщик, дизайнер и его радикальное творчество переосмыслено актером и автором идеи Георгием Антоновым и резидентами музыкально-поэтического проекта «Живая суббота»: Натальей Иглиной, Дариной Рогозинской, Никитой Евтушенко.
Вход — свободный по регистрации.
|