«Я человек, я слаб, но я готов сразиться с тобой, суровое, призрачное завтра!» – 1 августа 1819 года родился Герман Мелвилл
«Новости литературы» поздравляют читателей с 200-летним юбилеем со дня рождения Германа Мелвилла, классика американской прозы, вошедшего в историю в первую очередь как автор легендарного романа «Моби Дик».
Сегодня подростки в США воспринимают знаменитую историю погони за белым китом, примерно как их российские однолетки «Войну и мир»: тяжело, но надо. А в свое время эта книга стала настоящей сенсацией и породила целую волну разговоров. И неслучайно: ведь «Моби Дик» написан не «с потолка», а наполнен самыми, что ни на есть реальными жизненными наблюдениями.
Его автор, появившийся на свет в Нью-Йорке в 1819 году, в возрасте 12 лет потерял своего отца-коммерсанта, оставившего за собой только долги, и был вынужден распрощаться с мечтой о получении университетского образования. Мелвилл 18-летним юношей завербовался юнгой на пакетбот, потом некоторое время даже работал учителем. В 22 года он нанялся матросом на китобойное судно «Акушнет», который отправился на промысел в Южные моря. Но через полтора года из-за конфликтов с боцманом «Акушнета» Мелвилл был вынужден сбежать с судна около Маркизских островов, где попал в плен к туземцам-людоедам. Его освободил экипаж американского военного корабля, и после трехлетних странствий в 1844 году он вернулся на родину, где сразу же принялся писать.
Его романы «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» (1846) и «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» (1847), основанные на собственном опыте, сразу же принесли начинающему писателю славу. Их отличает уход в экзотику, полный отказ от привычной для американского читателя действительности, приключения его героев происходят в первобытном мире, среди неиспорченных цивилизацией дикарей Южных морей: роман «Тайпи» являлся самой популярной книгой Мелвилла при его жизни. Но последующий аллегорический роман о плавании как философских поисках Абсолюта «Марди и путешествие туда» (1849) успехом не пользовался.
Следующие произведения он по-прежнему пишет отталкиваясь от личного опыта, стремясь анализировать окружающую действительность и социальные отношения: «Редберн: его первое странствие» (1849) и «Белый бушлат, или Мир военного корабля» (1850). В «Белом бушлате» писателем изображается зло и жестокость современных автору военных. И в следующем году Мелвилл, отказавшись от реалистических морских романов, создает и публикует свой главный шедевр «Моби Дик, или Белый кит» («Moby Dick, or The Whale», 1851), символизирующий собой титаническую борьбу Добра и Зла. В романе он доказывает иррационализм социальных отношений, рисуя фантастически мрачную действительность, в которой господствует таинственный белый кит по имени Моби Дик. Его практически никто не видел, но он обнаруживает себя «результатами своих действий». Моби Дик властвует над всем, и согласно слухам вездесущ (возможно, он символизирует бога или дьявола).
Роман не оценили подавляющее число критиков и современников писателя. А после разгромной критики вышедшего год спустя готического романа «Пьер, или Двусмысленности» (1852), Мелвилл вообще стал публиковать анонимно, печатая рассказы в журналах, многие из которых вошли в сборник «Рассказы на веранде» (1856). До этого издал исторический роман «Израэль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания» (1855) о забытом герое американской революции. Последний сатирический роман Мелвилла был «Искуситель: его маскарад» (1857), где действие происходило на корабле «Вздор», который плыл по Миссисипи.
Гонорары от успешных первых романов еще были и в 1860 году писатель решил совершить кругосветное путешествие, а с 1866 года он уже пошел служить чиновником на таможню, где и проработал по 1885 год. Но заниматься литературной деятельностью продолжил, издав сборники рассказов «Батальные сцены и разные стороны войны» (1865), «Джон Марр и другие моряки» (1888), и даже поэтический сборник «Тимолеон» (1891).
Его последнее произведение – повесть «Билли Бад, фор-марсовый матрос» (1891), так и пролежала в рукописи до 1924 года: писатель умер почти забытым. Лишь в анонимном некрологе о нем было написано как об «исключительно одаренном авторе», обладающем «могучим поэтичным воображением».
Только в 1920-х годах началось переосмысление Мелвилла, и он был признан классиком мировой литературы, а его роман «Моби Дик» навсегда вошел в золотой фонд мировой литературы.
|