«Бог создал меня из теплой крови и нервов, да-с! А органическая ткань, если она жизнеспособна, должна реагировать на всякое раздражение. И я реагирую!» – 29 января 1860 года родился Антон Чехов
«Новости литературы» поздравляют весь читающий мир со 160-летним юбилеем со дня рождения одного из величайших писателей русской и мировой литературы – Антона Павловича Чехова.
Будущий писатель и драматург был рожден в Таганроге в саманном домике на Полицейской улице (ныне – улица Чехова), в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой. Он стал третьим ребенком в семье, где было шестеро детей.
Общеизвестно, что Чехов подписывал свои ранние произведения «Антоша Чехонте», но не все знают, что у писателя было больше 50-ти различных псевдонимов. Среди них такие псевдонимы как «Врач без пациентов», «Человек без селезенки», «Шампанский», «Крапива», «Лаэрт», «Гайка №6», «Гайка №9», «Шиллер Шекспирович Гете», «Юный старец», «Брат моего брата» и другие.
Парадоксально, что несмотря на огромное количество псевдонимов, в историю литературы Чехов вошел под своей настоящей фамилией, которая, к слову, происходила от нецерковного имени Чох или Чих. Чох – то же, что чихание. Так называли детей, чтобы уберечь их от чихания и других болезней.
Живший на рубеже веков, но не успевший познакомиться с обстоятельствами войны и революции, Чехов гениально прочувствовал атмосферу «уходящей натуры», о чем свидетельствуют его пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня». Юные читатели знакомятся с чеховскими рассказами еще в школе и практически всегда читают их не «из-под палки», а – для души.
Известно, что писатель был неравнодушен к домашним животным. У него было две таксы, которым Чехов дал необычные для собак клички – Бром Исаич и Хина Марковна. Столь необычный выбор собачьих кличек связан с популярностью одноименных лекарств во времена литератора.
Также Чехов привез из своего путешествия на Цейлон мангуста – «симпатичную и самостоятельную зверушку, перед которой пасуют даже мои таксы» – так Чехов отзывался о питомце в одном из писем Н. А. Лейкину.
Чехов не был святым, а попытки сделать из его персоны образец беспорочного русского интеллигента терпят крах, едва мы обращаемся к письмам и личным дневникам Антона Павловича. После своей поездки на Сахалин он сделал ряд интересных замечаний о японских девушках полусвета, да и привычки Гурьева до встречи со своей Дамы с собачкой написаны явно не на основе одного лишь авторского воображения. Про сельских пациентов их врач отзывался в самых нелестных выражениях – и однако, уже будучи известным писателем и обеспеченным человеком, во время эпидемии холеры Чехов сам, по собственной инициативе поехал по селам, поскольку медиков катастрофически не хватало.
Отдельной страстью Чехова был театр. По собственному признанию писателя, он влюбился в театр с первого посещения, посмотрев в 13-летнем возрасте оперетту Оффенбаха «Прекрасная Елена». Героями его первых произведений были актеры и актрисы, а женой Чехова в итоге стала Ольга Книппер, выдающаяся актриса своего времени.
Из всех современников-литераторов превыше всех Чехов ставил Льва Толстого: относился к нему с огромным уважением, говоря про него: «Это, по нынешним временам, не человек, а человечище, Юпитер!».
Толстой серьезно повлиял на мировоззрение писателя, но в плане литературного мастерства Чехов равнялся на Лермонтова, не раз говорил, что именно у Лермонтова он учился писать. Иван Бунин вспоминал, как Чехов отзывался о лермонтовской «Тамани»: «Не могу понять, как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь, да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!»
Одним из самых известных портретов Чехова является портрет Осипа Браза, однако писателю он не нравился. В письме сестре он писал: «Говорят, что я очень похож, но портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое и нет чего-то моего». По всей видимости, Чехов считал, что вышел на полотне художника слишком уж серьезным: «Говорят, что и я, и галстук очень похожи, но выражение… такое, точно я нанюхался хрену».
|