Литературный челлендж на болотах: Как появились романы сестер Бронте
Шарлотта, Эмили и Энн Бронте после смерти старших сестер в пансионе, занимались самообразованием дома, а также придумывали всяческие развлечения, сочиняли истории. Так три сестры и их брат Бренуэлл, поделившись на две команды, выдумали сказочные страны. Фантастическая страна Эмили и Энн называлась Гондап, а воображаемое королевство Шарлотты и Бренуэлла называлось Ангрия.
В самодельных книжках, которые они сшили из обрывков бумаги и картонных коробок из-под сахара, дети на протяжении 10 лет описывали приключения обитателей сказочных земель, что развивало их творческие способности. Так за игрой они коротали долгие вечера в домике на болотах, с трех сторон окруженном могильными плитами, а также работали как учителя-гувернантки и воспитатели, смотрели за чужими детьми.
Однажды главная заводила Шарлотта предложила: пусть каждая из сестер напишет роман и попробует его издать. Из-под пера Шарлотты вышло целых два романа — «Учитель» и «Джейн Эйр». Эмили написала «Грозовой перевал», а Энн — «Агнес Грей».
Поскольку Шарлотта не сразу вникла во все тонкости издательской кухни, ее первый роман «Учитель» отвергли все издатели, которым его посылала. И каждый раз, когда получала свою рукопись обратно, девушка тут же посылала ее в следующее издательство, даже не удаляя письмо с отказом. В скором времени рукопись отсылалась очередному издателю с коллекцией отказных записок, а это сослужило роману плохую службу. Поэтому «Учителя» опубликовали только после смерти писательницы.
Второму роману Шарлотты повезло намного больше: «Джейн Эйр», как и книги ее сестер — «Грозовой перевал» и «Агнес Грей», были изданы. Однако издатель сразу предупредил молодых писательниц, что романы с никому не известными женскими именами на обложках покупать никто не будет, поэтому девушки взяли себе литературные псевдонимы: Каррер, Эллис и Актон Белл. Наибольший успех у критиков и публики получил роман Шарлотты «Джейн Эйр».
И хотя она издала его не под своим именем, но свою истинную личность никогда особо скрыть не пробовала. Отсылая рукопись издателям, она писала в сопроводительной записке: «Если захотите связаться с господином Каррером Беллом, то пишите лучше на имя мисс Бронте, Хауорт, Брэдфорд, графство Йоркшир. Боюсь, что письма, отправленные на другое имя, до меня не дойдут». При этом она, не заботясь об оплате расходов по пересылке, обещала выслать марки позже. Поэтому рукопись отвергли 5 раз, пока ее не получило издательство «Смит, Элдер и Ко» в Лондоне.
При этом книга поначалу получила не совсем хорошие отзывы критиков. Они называли «Каррера Белла» лишенной каких бы то ни было признаков пола дамой, которая «посягает на устои, заложенные нашими отцами и дедами».
Одним из первых влиятельных критиков, которые поддержали начинающего литератора, стал Уильям Теккерей. Душещипательный роман о непростой судьбе Джейн Эйр так его тронул, что великий писатель, со слов биографов, плакал прямо на глазах у своего дворецкого, когда его читал.
|