«Любая, даже самая малюсенькая тварь не слишком мала, чтоб помогать другим» – 20 июня 1920 года родился Амос Тутуола
«Новости литературы» поздравляют читателей со 100-летним юбилеем со дня рождения первого африканского «магического реалиста», нигерийского писателя Амоса Тутуолу, известного своими сказочными произведениями, основанными на фольклорных образах народа йоруба.
Амос Тутуола родился в семье крестьян Чарльза и Эстер Тутуола, выращивавших какао на христианских плантациях в Абеокуте на юго-западе Нигерии. Благодаря счастливому стечению обстоятельств 7-летний Амос был в числе первого поколения нигерийцев, которое могло получить хоть какое-то начальное образование в школе Армии Спасения. Его туда послал хозяин плантации вместо заработной платы.
В 1932 году 12-летний Амос пошел учиться в центральную англиканскую школу в Абеокута. После этого юноша поступил на курсы для мальчиков, готовящие клерков, желая таким образом обеспечить себе гарантию оплаты обучения в Английской школе. Однако в 1939 году он был вынужден оставить дальнейшее обучение, так как умер его отец и необходимо было содержать семью. После смерти отца Амос работал кузнецом.
Во время Второй Мировой войны – с 1942 по 1945 год Тутуола служил в Королевских Воздушных силах, применяя там свой талант кузнеца. В дальнейшем он сменил много видов деятельности, включая работу торговца хлебом и посыльного.
За написание прозы он взялся после войны, случайно наткнувшись в каком-то журнале на объявление о том, что собирают сказки народа Йоруба. Знающий местный фольклор еще от матери и тети, а также обладающий талантом хорошего рассказчика, Тутуола с энтузиазмом принялся писать «Пальмового пьянаря» и в 1947 году закончил повесть. Позже он вспоминал:
«Когда я закончил рукопись, то положил ее в стол, не зная, куда же ее послать. И вновь я купил журнал такого же рода и по чистой случайности обнаружил рекламу: «Принимаем рукописи» за рубежом. И я тут же отослал свою рукопись рекламодателям. Ответ пришел уже через две недели. Мне написали, что рукописи, которые не содержат текстов на религиозные темы, а именно на христианские, — не принимаются, но возвращать ее мне они не собирались. Они решили найти того, кто бы мог опубликовать мой рассказ, т.к. он показался им необычным и он их зацепил».
Книгу выпустили в 1952 году, а со временем ее перевели на 15 языков.
В своей собственной стране Тутуола долго не имел признания: его обвиняли в плагиате народного фольклора и литературной безграмотности. В своей статье «Портрет Амоса Тутуолы», Майкл Суэнвик справедливо заметил, что основные принципы прозы этого замечательного автора не имеют ничего общего с литературой, происходящей от европейских моделей. Как писал Норман Уэйнштайн в книге «Пост-колониальные африканские писатели», «все книги Тутуолы представляют странный вневременный мир, где древний йорубский фольклор и религиозные таинства сосуществуют одновременно с Западным Христианином и современными научными достижениями». И действительно: в его книгах можно встретить колдунов и телевизоры, оживших мертвецов и телефоны, причем соединено все это весьма необычным причудливым образом.
«Красная Рыба вылезала из норы, у нее была голова, похожая на черепашью, но если бы черепаха превратилась в слона – такая огромная голова – и с рогами. Красная Рыба не могла ходить – она только извивалась и ползла, как змея, да иногда еще подпрыгивала и летела, но недолго. И вокруг всей головы у нее были глаза – они закрывались и открывались одновременно, как будто внутри у нее кто-то сидел и то их включал, то выключал».
Многие годы Амос Тутуола работал рассказчиком историй на Нигерийском радио, тесно сотрудничал с университетами, где участвовал и в научно-исследовательской работе, и в разных программах, посвященных писательскому труду. Занимался книготорговлей и книгоизданием. В 1983 году участвовал в международной писательской программе университета Айова.
Умер Тутуола 8 июня 1997 года, от гипертонии и диабета.
Со временем книги Тутуолы широко распространились по всему миру и оказали большое влияние не только на литературу, но и на танцы, визуальное искусство, а так же на музыку. Наиболее известной работой является совместный альбом BUSH OF GHOSTS Брайна Эно и Дэвида Бирна. Особую популярность романы Тутуолы приобрели среди любителей «высокой» литературы.
На русском языке произведения Тутуолы впервые вышли еще в 1968 году: в рамках серии африканской прозы издали его повести «Приключения Симби» и «Пернатая ведьма». В 1984 году увидела свет книга «Заколдованные леса», в которую вошли романы «Путешествие в город мертвых» (истории о Пальмовом Пьянаре) и «Моя жизнь в лесу духов». В 2000 году их переиздала питерская «Амфора» в серии «Новый век», специализирующейся на интеллектуальной литературе. Как гласит издательская аннотация, Тутуола едва умел читать и никогда не слышал имен Шекспира и Толстого…
|