«Музыка – окно, из которого льются в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия» – 26 октября 1880 года родился Андрей Белый
«Новости литературы» поздравляют читателей с 140-й годовщиной со дня рождения русского советского писателя и поэта, критика Андрея Белого.
Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) родился в Москве в семье известного математика. С 1891 по 1899 год учился в знаменитой московской гимназии Л.И. Поливанова, в последних классах которой увлекся буддизмом, оккультизмом, изучая литературу, математику, зоологию и химию. По настоянию отца поступил на естественное отделение физмата Московского университета, пытаясь соединить художественно-мистические настроения со стремлением к точным наукам. В декабре 1901 года познакомился со «старшими символистами» – Валерием Брюсовым, Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, а осенью 1903 года организовал с друзьями литературный кружок «Аргонавты».
Его литературный дебют состоялся в 1902 году, когда была издана «Симфония (2-я, драматическая)». За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности. Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Ранний сборник стихов поэта «Золото в лазури» (1904) отличался формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов «Пепел» (1909), «Урна» (1909), роман «Серебряный голубь» (1909), отдельным изданием вышел в 1910 году, очерки «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1911).
В годы, когда символисты пользовались наибольшим успехом, Белый состоял в «любовных треугольниках» сразу с двумя собратьями по течению – Валерием Брюсовым и Александром Блоком. Отношения Белого, Брюсова и Нины Петровской вдохновили Брюсова на создание романа «Огненный ангел» (1907). В 1905 году Нина Петровская стреляла в Белого. Треугольник Белый – Блок – Любовь Менделеева замысловато преломился в романе «Петербург» (1913).
Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, были им подведены в сборниках статей «Символизм» (1910), «Луг зеленый» (1910), «Арабески» (1911). В 1914 – 1915 годах вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» (1913 – 1914) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Первый в задуманной серии автобиографических романов – «Котик Летаев» (1914 – 1915), вышел отдельным изданием в 1922 году. Серия была продолжена романом «Крещеный китаец» (1921), отдельным изданием вышел в 1927 году. В 1915 году было написано исследование «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности», опубликованное в 1917 году в Москве.
Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918). Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса – в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). По возвращении в Советскую Россию в 1923 году писателем была создана романная дилогия «Москва» – «Московский чудак», «Москва под ударом» (1926), роман «Маски» («1932»), написаны мемуары – «Воспоминания о Блоке» (1922 – 1923) и мемуарная трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник»» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934).
Умер 8 января 1934 года от инсульта. Власти распорядились изъять мозг поэта и передать на хранение в Институт мозга человека.
|