У надгробного бюста Шекспира доказали точное сходство с великим драматургом
По сообщению «The Guardian», согласно последним результатам исследований надгробный бюст Уильяма Шекспира в церкви Святой Троицы в Стратфорд-на-Эйвоне был создан скульптором Николасом Джонсоном, который действительно знал автора. Это отличная новость для любителей литературы и поклонников поэта, которым веками говорили, что они никогда не увидят точный портрет величайшего классика английской литературы.
До недавнего времени существовало только два окончательных портрета драматурга, которые оба считались написанными посмертно. Искусствоведы даже утверждали, что самый известный — портрет Коббе — скорее всего, был картиной придворного сэра Томаса Овербери, а вовсе не Барда. Но теперь, кажется, что загадка раскрыта. Революционное открытие означает, что мы наконец-то знаем, по крайней мере, каким Шекспир хотел, чтобы его видели.
Считалось, что изображение над его могилой в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне было установлено через несколько лет после его смерти в 1616 году и, как посмертный памятник, не является действительным его подобием. Но новое исследование показало, что бюст на самом деле был создан с натуры скульптором, который его хорошо знал.
Профессор английского языка Джорджтаунского университета в США Лена Коуэн Орлин сказала: «Весьма вероятно, что памятник заказал сам Шекспир. Его сделал кто-то, кто хорошо знал его и видел его при жизни. Мы можем думать об этом как о своего рода жизненном портрете, образе смерти, который свидетельствует о жизни, полной знаний и литературы».
Глава исследовательского центра Shakespeare Birthplace Trust в Стратфорде-на-Эйвоне, доктор Пол Эдмондсон отметил: «Это действительно важно. Таким образом, мы можем сказать, что именно так Шекспир хотел быть представленным в наших воспоминаниях. Это маштабно. Это убедительный новый взгляд на то, как он выглядел и как действовал».
Свидетельства Орлин теперь приписывают бюст скульптору, специализировавшемуся на создании таких мемориальных памятников с натуры, чья мастерская находилась «в нескольких шагах от» театра «Глобус» в Лондоне, где впервые были поставлены многие из пьес Шекспира.
Раскрашенная скульптура представляет собой изображение Шекспира в половину высоты, держащего перо, с листом бумаги на подушке перед ним. В XVII веке ее автором посчитали скульптора по имени Джерард Джонсон. Орлин считает, что этот памятник из известняка создал мастер надгробий Николас Джонсон, а не его брат Джерард.
По ее словам, Николас Джонсон также работал над еще одним памятником в церкви Святой Троицы, посвященным другу Шекспира — Джону Комбу. Орлин заявила: «Есть свидетельства того, что памятник этому человеку — он умер в 1615 году — был создан лондонским скульптором, который ездил со скульптурами, чтобы проследить за их установкой. Если бы этот скульптор следовал своей обычной практике, он был бы в Стратфорде за год до смерти Шекспира. Даже если нет, его мастерская была в двух шагах от «Глобуса». Вполне вероятно, что он тогда увидел бы лицо Шекспира».
Она утверждает, что нарисованная надпись на мемориальной доске показывает, что ее сделали еще при жизни Шекспира, поскольку до смерти драматурга оставили место для погребальных данных. Исследователь отметила: «Кто бы ни пришел, чтобы указать дату после смерти Шекспира, он не понимал, что он должен был использовать целую строку, чтобы передать эту важную информацию. Тот факт, что даты так неловко втиснуты внутри, является еще одним свидетельством того, что все остальное было сделано еще при жизни Шекспира».
Орлин пришла к выводу, что это объясняет, почему Шекспир, в отличие от других выдающихся современников, не дал указаний для мемориала в своем завещании. Она подчеркнула: «Кроме того, можно предположить, что он спроектировал или руководил созданием своего собственного памятника».
|