Борис Акунин, «Смерть на брудершафт» (фильма 9-10) [Операция «Транзит» + Батальон ангелов]
У войны – не женское лицо. Так гласит высказывание, которое неоднократно пытались оспорить и в художественной реальности (в литературе, в театре, в кино), и в реальности обыденной. И если сегодня женщина-солдат и особенно женщина-офицер – явления относительно привычные, во времена Первой мировой дамы на фронте появлялись разве что в формате сестер милосердия. Поэтому втройне притягательна для беллетриста история женского батальона, принимавшего участие в боевых действиях на русско-немецком фронте в 1917 г. Неудивительно, что за такой сюжет взялся сам Борис Акунин.
Его новая книга из цикла «романов-кино» «Смерть на брудершафт» (герои – немецкий разведчик Зепп фон Теофельс и русский контрразведчик Алексей Романов) вообще во многом затрагивает, как теперь модно говорить, гендерный вопрос по отношению к таким, казалось бы, неженским делам, как революция и война.
В новом томе Акунин повторяет схему «фильмы» 7-8 («Мария, Мария» и «Гром победы, раздавайся»): лаконичная, циничная и короткая новелла о работе немецкого агента Зеппа фон Теофельса, в которой предлагается своя версия некоего известного события (в «Марии…» это взрыв одноименного корабля, в «Транзите» – переброска Ленина со товарищи из Швейцарии в Россию) и вдумчивая, с большим количеством деталей и параллельных линий, с любовно выписанными образами история Алексея Романова. Которая и в этот раз заканчивается трагично. Но если в «Громе победы» (8-й «фильме») Алексей Парисович потерял свой уникальный голос и едва не расстался с жизнью, то сейчас ему предстоит и потерять, и переосмыслить нечто большее, да и расстаться с чем-то очень, очень масштабным. Не будем выдавать всех подробностей сюжета: скажем только, что в «фильме 10-й» делается огромный шаг от господина Романова к товарищу Октябрьскому.
При всём при этом в обеих частях новой «Смерти на брудершафт» красной нитью проходит идея о том, что женщина не должна играть в такие сомнительные мужские игры, как революция и война. Антонина «Волжанка» из «Транзита» и целый батальон ангелов из одноименной «фильмы» на разные лады показывают, как, с одной стороны, нелепо деформируется женское начало в этих обстоятельствах – а с другой стороны, насколько выше может быть женщина в некоторых случаях и военной, и революционной реальности.
И конечно, досталось от беллетриста Акунина Временному правительству Керенского. Автор беспощаден к недальновидным популистам и не прощает неумение видеть дальше увенчанного пенсне носа. Однако если в «Статском советнике», первом томе «Алмазной колесницы», ранних книгах «Смерти на брудершафт» Акунин устами героев увещевал и делал для других героев прогнозы, то теперь настало время живого (а точнее, увы, мёртвого) примера.
Официально цикл «Смерть на брудершафт» был заявлен как десять экспериментальных повестей в жанре «роман-кино», потому истории, рассказанные под этой обложкой, вероятно, последние. Но читатели прекрасно осведомлены о способности Бориса Акунина перемещать своих героев и неожиданно выводить их в разных книгах (вспомним хотя бы гражданина Октябрьского в «Квесте» и «Шпионском романе»). Так что повременим прощаться.
Ника Налёта.
|