Тим Браун, «Дизайн-мышление в бизнесе»
Первая книга о дизайне, написанная для бизнесменов на понятном им языке. «Дизайн-мышление в бизнесе» — это своего рода морская свинка (которая и не морская и не свинка). Это книга одновременно и ни о дизайне в нашем его понимании (точнее, не об красивых картинках). Это книга ни о бизнесе — в ней нет ни слова о деньгах или IPO. Но она одновременно и о том, и о другом. Как это возможно?
Со сферой книг о дизайне в русскоязычной книжной среде сложилась всложная ситуация. С одной стороны, крупные издательства радуют читателя весьма специфичными книгами, направленных на дизайнеров-профессионалов. Такие книги время от времени выпускает издательство «ИЗДАЛ» (то самое, которым владеет Артемий Ледебев). Изредка дизайнерские книги выходят в «Манн, Иванов, Фербер» и чуть реже — в небольших специализированных типографиях вроде издательства Аронова. Иногда к изданию книг по дизайну прикладываются крупные игроки (например, «ЭКСМО»), но от этого обычно ничего хорошего не вырастает. Для издания бизнес-книг нужно обладать особым чутьем и пониманием области.
С другой стороны, слово «дизайн» переросло узкоспециализированное понятие и выплеснулось в окружающий мир. Сформировалось целое поколение людей, для которых дизайн стал обыденностью, частью культуры и окружающей из жизни. Таких людей много как среди каких-нибудь студентов, так и полно среди бизнесменов. Как раз на них ориентирована книга «Дизайн-мышление в бизнесе».
Книгу написал Тим Браун — основатель и бессменный руководитель дизайн-студии «IDEO». IDEO занимается промышленным дизайном прямо таки в промышленных масштабах. Студия не рисует визиток или баннеров. В IDEO занимаются преобразованием целых отраслей и предприятий, меняют суть и философию подхода к бизнесу, консультируют сотни, тысячи компаний и корпораций. Наверное, это одна из немногих дизайн-студий, переросших своих заказчиков. У уу арт-директора и создателя Тима Брауна накопился мощный опыт взаимодействия с задачами и проектами самых различных уровней сложности. «Дизайн-мышление в бизнесе» — это попытка переложить этот опыт на бумагу.
Книга может одновременно и обрадовать и разочаровать.
Сначала несколько слов о том, чем радует книга:
В «Дизайн-мышлении» очень много интересных примеров и сравнений. Книга утяжеляет багаж интересных историй и фактов.
Книга учит думать творчески. Обучение происходит в плоскости применимости новых знаний в бизнесе, управлении командой разработчиков.
Браун пишет понятно и просто.
Теперь о том, что у книги получилось не очень хорошо:
Книге не хватает связанности, четкости деления на главы. Браун может писать красиво и слаженно, у него это хорошо получается. Но, как и многие дизайнеры, он не может держать свою мысль в фокусе повествования. После прочтения книги трудно ответить на вопрос, из какой ее части запомнены те или иные мысли.
Все таки книга слабовата в плане насыщенности конкретными идеями. Да, в ней немало примеров успеха руководителей, управляющих компаниями с точки зрения дизайн-мышления. Но все же, хочется более четко и подробно расписать, буквально по пунктам: основные правила мышления, как делать не хуже, чем другие?
Таким образом, «Дизайн-мышление» — это интересное чтиво для тех, кто любит дизайн (но не до конца понимает что это вообще такое). Книга о творческом мышлении, необходимости прототипировать, особенностях управления командой разработчиков и креаторов. Таких книг крайне мало, и «Дизайн-мышление» заслуживает внимания хотя бы поэтому.
Сергей Король
|