Вальтер Мёрс «Безумное странствие сквозь ночь». Москва. Zangavar. 2012
Немецкий писатель Вальтер Мёрс (вероятно, наиболее верная транскрипция имени), которому в русских переводах довелось побывать уже и Моэрсом , и Морзом, известен прежде всего нашумевшим романом «Город Мечтающих Книг». Сейчас же мы поговорим о новой книге Вальтера Мёрса «Безумное странствие сквозь ночь»
Иллюстрации в этой книге являются не дополнением к тексту, а необходимой его составляющей, более того — основой и источником всего произведения. И в этом нет ничего удивительного, ибо «Безумное странствие сквозь ночь» Мёрс написал по мотивам гравюр Гюстава Доре. Фантазия этого художника настолько безгранична и по-хорошему безумна, что Вальтеру Мёрсу понадобилось только отобрать 21 гравюру мастера, описать происходящее на картинках и объединить всё общим сюжетом.
«Безумное странствие сквозь ночь» с первых же страниц оправдывает свое название на все 100%. Вместе с двенадцатилетним мальчиком — Гюставом Доре, мечтающим стать художником, нам предстоит совершить одно из самых головокружительных путешествий в своей жизни.
После встречи с близнецами-торнадо на корабле «Авантюра» остается только его 12-летний капитан. И вот стоя на палубе гибнущего корабля, Гюстав заключает договор с самой Смертью, по условиям которого он обязан выполнить шесть практически невыполнимых заданий, чтоб его душа не пошла на растопку Солнца – да, да, вот что в действительности является топливом для Солнца!
А далее нас ждет освобождение красавицы из лап дракона, лес с привидениями, загадочные великаны, Самое Страшное Чудовище и прочие тайны вселенной. Градус безумия растет от задания к заданию, от гравюре к гравюре, под конец приобретая поистине вселенский масштаб. Причем пережитые приключения послужат потом самому Гюставу Доре источником вдохновения для создания получивших мировую славу гравюр.
И весь этот театр абсурда подается в чудесной ироничной авторской манере Вальтера Мёрса. Здесь перевирают каноны, шутят на вечные темы, а так же периодически отпускают шпильки в адрес тех самых гравюр, лежащих в основе повествования.
Но шутки шутками, а затронутые автором философские, моральные и метафизические вопросы весьма серьезны. Книга Вальтера Мёрса – не только описание приключений. Автор успевает обсудить с читателем многие важные вопросы о Жизни, Смерти, Любви, Времени и Вселенной.
Да и сама книга получилась действительно шикарной. Каждая гравюра получила отдельный лист. Альбомный формат(265×340 мм — почти формат А3), хорошая печать, плотная бумага, хронологическая таблица жизни Доре, обложка с серебряным тиснением, гравюры Доре во всю ширину листа, гравюры на форзацах, красная ленточка-закладка, а также разнообразные иллюстрации-заставки. Будь тут побольше гравюр, эта книга могла бы называться художественным альбомом.
Так что если вы являетесь фанатом автора или без ума от произведений наподобие Кэрролловской «Алисы», тогда я приглашаю вас откупорить бутылочку Вина Странствий, поднять бокалы за талант Вальтера Мёрса и прыгнуть вниз головой в эту немецкую кроличью нору.
Василий Спринский
|