22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин, первый из русских писателей, удостоенный Нобелевской премии.
И. А. Бунин родился 22 октября 1870 года. Детство его, кроме первых четырех лет, когда семья жила в Воронеже, прошло в наследственном поместье под Ельцом в Орловской губернии,
на границе Средней и Южной России. И хотя этим наследственным поместьем был нищий хутор Бутырки, предания о разгульной и богатой жизни дворянства волновали мальчика с ранних лет. Впоследствии он описал имение и быт своих предков в повести «Суходол» (1911 г.). Хутор, столь любимый маленьким Буниным, пришлось продать, когда будущему писателю было 13 лет, иначе семье грозило разоренье. Этот проданный дом был последним в жизни Бунина.
Потом пошли временные пристанища (квартиры, отели), но Дома уже не было.
В гимназии Бунин занимался, как говорят, неровно: словесность любил, а математику считал наукой бесполезной. После пятого класса платить за обучение стало нечем, и больше он не никуда поступал. Печататься стал с восемнадцати лет. Самостоятельно выучил английский язык. Переводил Байрона, Генри Лонгфелло (один из известнейших переводов — «Песня о Гайавате») и… Тараса Шевченко.
В России Бунин трижды был удостоен Пушкинской премии Академии наук, с гордостью носил звание почетного академика.
Больше всего на свете — кроме поэзии и прозы, конечно, — он любил путешествовать. Бунин изъездил весь юг России, много путешествовал по Востоку, Средиземноморью, жил в Италии, на Кипре, был на Цейлоне и в Африке.
В 1898 году писатель впервые женился — на девятнадцатилетней красавице Анне Цакни, но через год брак распался. Их сын умер в пятилетнем возрасте, и больше детей у Бунина не было. В 1906 году он познакомился с Верой Муромцевой, которая была младше его на одиннадцать лет. До самой смерти Бунин не расставался с ней, хотя из-за нерасторгнутого брака с Цакни обвенчаться с любимой женщиной смог лишь в 1922 году.
Одно время литератор был увлечен толстовством, пытался «опроститься». Но сам Толстой при встрече отговорил его от этого пути. Бунин-писатель многим обязан Льву Николаевичу, которого всегда считал образцом художественного гения.
Сторонясь всякой партийности, Бунин, тем не менее, в 10-х гг. XX века сочувствовал социал-демократам и даже ждал революции. Не предполагая, правда, чем она обернется. Социальные проблемы всегда занимали его меньше нравственных, поэтому он не верил в возможность осчастливить людей, перестроив общество. Уже в феврале 1918 года Бунин понял, что началось разрушение всего лучшего в русской жизни и культуре. В Октябрьской революции он увидел «кровавое безумие», необратимую катастрофу. В мае 1918 года Бунин бежал из «красной» Москвы на юг, в Одессу, тогда еще свободную от большевиков, а в январе 1920 года — в Турцию. После мытарств в Константинополе, Болгарии и Сербии он с женой обосновался во Франции, где оставался до конца жизни. Там он завоевал европейскую известность и в 1933 году, первым из русских писателей, был удостоен Нобелевской премии. В Советской России, разумеется, награждение встретили враждебно.
Сам Бунин считал эмиграцию и спасением от гибели, и главной драмой жизни. Тоска по родине терзала его неотступно, — такая тоска, что за пять лет он превратился в желчного старика. Правда, почти до конца своих дней отличался физической выносливостью, крепостью.
Болезненно гордый, заносчивый, писатель, тем не менее, любил тех, кого считал по-настоящему талантливым. Многим помогал деньгами, молодым — советом, покровительством. Он ненавидел фашизм, отказался от сотрудничества с оккупировавшими Францию немцами, приветствовал победу Советского Союза.
За границей Бунин написал десять книг прозы, в том числе множество рассказов и повестей о любви. Любовь всегда была одной из главных его тем, в которой с наибольшей силой проявилось противоречие мировоззрения писателя: прелесть, мощь жизни и обреченность, краткость ее. Любовь может быть внезапной и стремительной, как солнечный удар, но никогда — прочной и долгой.
В 1943 году Бунин опубликовал первое издание книги рассказов о любви «Темные аллеи». Он писал эту книгу в тяжелейшие годы фашистской оккупации, практически на краю гибели, и от того очарование любви в ней так смертельно, так остро. Всякое обладание иллюзорно. Прелесть земли тем и мучительна, что мимолетна. Вечной любви не может быть хотя бы потому, что невозможно жить вечно. Единственное, что удается вырвать у смерти и хаоса, — слово. В нем Бунин запечатлел то, что постоянно ускользает в жизни.
«Трагическая хвала сущему» — так назвал творчество Бунина выдающийся русский философ Федор Степун, друг писателя в эмиграции. Бунин соглашался с этим определением.
Писатель умер в Париже, на руках у жены. На столе его осталась лежать неоконченная рукопись книги о Чехове…