Захара Прилепин «Книгочёт»
Книгочёт: пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями / Захар Прилепин. – М.: Астрель, 2012
«Эту книжку я сварил будто кашу из топора», — пишет в предисловии Прилепин. «Начал делать сборник и выяснил, что не хватает многого. Тут о прозе недосказал, там про хорошего поэта забыл… Стал дописывать».
В итоге в книжке оказались рецензии на молодых писателей и мастеров, на книги политические, биографические, фикшн и нон-фикшн, прозу и поэзию; отступления лирические и иронические, экстремистские и саркастические; а так же заметки о мужской и женской прозе, о русском рэпе, о «новых реалистах» и есть даже дружественный портрет Авдотьи Смирновой.
На «Большой путеводитель» (по современной русской литературе) Чупринина, например, это не похоже. То есть нет попытки рассказать обо всем, взглянуть сверху, ответить на конкретные вопросы, которые могут возникнуть у человека, пытающегося наконец разобраться с творчеством современных писателей.
Прилепин рассказывает о том, что ему самому представляется важным. Пишет о любимом Проханове историю собственного увлечения его книгами, часто поминает Лимонова и «новых реалистов» (Шаргунова, Сенчина, Садулаева, Рубанова и Самсонова с Гуцко), а почти всех женщин-прозаиков, на книги которых тут есть рецензии (Андронова, Козлова, Кучерская, Степнова), можно прочесть в сборнике «14: женская проза «нулевых» (составитель З. Прилепин).
Но сказать, что это книга о литературных любимчиках Прилепина, тоже нельзя, там много о чем, даже о французской прозе. Есть и откровенно насмешливые наблюдения: «…сборник этот, как и все предыдущие сборники Гришковца (а также десятки последующих – потому что подобную прозу можно писать левой ногой, не снимая ботинка и шерстяного носка), нужно было назвать не «Планка», а «Плинтус». Плинтус – вот планка Гришковца…».
Порой обескураживают бесхитростные советы вроде «Идите, в общем, за книжкой Данилкина. Тираж так и не раскупили, между прочим». Но, в общем, почему бы и не пойти, между прочим?
В «Книгочёте» есть один очень важный текст – «Клинический реализм в поисках идентификации» – о том, откуда появились «новые реалисты», насколько состоятелен этот термин и что за ним стоит. Автор последовательно рассказывает (не без своего привлекательного юмора), что в 90-е был свои молодые реалисты – Василий Голованов, Владислав Отрошенко, Олег Павлов, Алексей Иванов, Александр Терехов и другие, потом по определенным закономерным причинам появились новые «новые реалисты», те самые.
Все началось с повести «Малыш наказан» Шаргунова и «Ногтей» Елизарова и закончилось через десять лет сборником «Десятка» и романом Сенчина «Елтышевы» (закончилось ли?). Сам термин придал существующему течению несуществующий смысл. Чего пересказывать – почитайте (резюмирую, пользуясь прилепинской логикой).
Необязательно быть сверхумным филологом, чтобы получать большое удовольствие от этой книги, ведь писатель не набивал ее терминами и лабиринтами аллегорий. Её можно читать как роман, где главный герой говорит про книжки, травит байки и пьет с известными писателями: «…сидим мы с моим другом, писателем и журналистом Сергеем Шаргуновым на Новом Арбате, выпиваем, скажем, бутылку водки, опустошаем бесчисленные бокалы с пивом, я оставляю его на час, иду в соседнее здание на «Эхо Москвы» — там прямой эфир, где я один должен оппонировать шести собеседникам сразу, и я оппонирую, и Венедиктов говорит мне по итогам программы: «Отлично, отлично!» И я иду обратно к Шаргунову, очень довольный собой».
В любом случае вы получите веселые рекомендации хороших книг современных авторов от другого хорошего современного автора.
(Стали они кашу есть.
– Вот не думала, – говорит хозяйка, – что из топора такую вкусную кашу сварить можно!)
Мария Мокеева
|