Сара Ллойд-Хьюз. КАК СТАТЬ БЛЕСТЯЩИМ ОРАТОРОМ
5. Правильные слова и яркие визуальные средства
Незабываемую свежесть и новизну в публичное выступление можно внести многими способами. В этой главе мы рассмотрим различные визуальные и вербальные инструменты, которыми вы располагаете. Подумайте, как креативно использовать каждый из них, чтобы они были актуальны, уникальны, познавательны и увлекательны для аудитории.
Правильные слова
Ни одному оратору никогда не удастся избежать слов, так что выбирайте слова с умом. Именно они зачастую определяют разницу между посредственной речью и изумительным опытом публичного выступления. Начнем с десяти основных вербальных техник, способных сделать вашу речь интересной и запоминающейся.
Потребности в информации у вашей аудитории подразделяются на два вида: потребности левого полушария, или рациональные, основанные на фактах, и потребности правого полушария, или эмоциональные потребности. Именно так работает наш мозг, по словам неврологов, хотя не верьте, что у людей преобладает либо левое полушарие, либо правое, как утверждает популярная психология, – все мы пользуемся обоими полушариями. Обычно успешные ораторы обращаются к обеим сторонам мозга. Выберите самое эффективное сочетание данных инструментов, наиболее всего подходящее вашему сообщению.
1. Яркие цитаты
Например:
Как сказал Эйнштейн, «воображение важнее знаний». Сегодня я собираюсь бросить вам вызов. Вы будете не просто слушать меня и записывать; вам предстоит расшевелить свое заржавевшее воображение.
Цель – вдохновить (для правого полушария) и подкрепить вашу точку зрения, так как важный человек соглашается с вами: «Если уж Эйнштейн так сказал, значит это правда» (для левого полушария).
Яркие, впечатляющие цитаты эффективны в начале и конце выступления; этот вербальный инструмент можно смело использовать, если вы волнуетесь. Часто цитаты – надежный способ привнесения частички юмора в выступление; например, цитаты из Марка Твена или Оскара Уайльда – хорошее начало. Составьте коллекцию цитат,актуальных для вашего сообщения. Даже если вы не воспользуетесь ими в речи, они могут пригодиться, когда вам будут задавать вопросы после выступления.
2. Известные примеры
Например:
«Иногда в жизни случаются такие вещи, которые заставляют по-новому взглянуть на мир. Когда двадцатисемилетний Арон Ролстон отправился в дикие леса Юты, он и не подозревал, что вернется домой только через шесть дней, ампутировав себе собственную ногу, чтобы выбраться из-под валуна».
Цель – вдохновить: «Ух ты, он это сделал» (для правого полушария) и факты: «Если Ролстон смог проявить такое мужество, видимо, это действительно возможно» (для левого полушария.
Известные примеры быстро помогают подкрепить свои аргументы, а также они рассказывают о конкретном опыте, который легко запоминается. Однако если вы излагаете историю целиком, с подробностями, убедитесь в том, что аудитория ее еще не слышала. История Арона Ролтона легла в основу фильма «127 часов» (127 Hours), поэтому рассказывать все это аудитории, которая видела фильм, будет неуместно.
3. Талант рассказчика
Например:
«Когда мне исполнилось двенадцать лет, случилось кое-что, что изменило мою жизнь. Я никогда не был агрессивным мальчиком. Я никогда не дрался с братом и никогда не резал червяков. Но в тот день, когда какой-то человек толкнул мою маму, так что она упала на землю, и убежал с ее сумочкой, я встал перед выбором: помочь ей подняться или бежать за вором».
Цель – вызвать эмоции, апеллируя к правому полушарию. Используйте примеры из личного опыта, когда это уместно, чтобы выстроить личностную связь с аудиторией, а также приводите примеры из жизни известных людей, если хотите направить внимание слушателей на свое ключевое сообщение.
Такие примеры наиболее эффективны, когда вы дополняете их подходящей интонацией, смелыми паузами и эмоциональной связью с самим примером. Не забывайте об уместности, всегда подчеркивая связь между примером и темой своего выступления.
Мой рассказ
Возможно, это разовое выступление, и вам нужно найти подход только к одной аудитории, или же вы профессиональный оратор и должны уметь воздействовать слушателей разных типов, – в любом случае, если вы найдете «свой рассказ», это поможет сблизиться с аудиторией и запомниться ей своей искренностью и открытостью. Ваш рассказ – это опыт, дающий вам право высказываться на данную тему, и обычно это такой опыт, который заставил вас изменить свой взгляд на жизнь. «Свой рассказ» можно найти даже в самых будничных ситуациях:
«Однажды утром, по дороге на работу, я заметил черного дрозда, танцующего на ветках дерева. Тем вечером, возвращаясь домой, я нашел его на земле – безжизненный комочек перьев. Вдруг я понял, как бесценна жизнь…».
Вдохновляющие ораторы используют «свои рассказы», чтобы добавить искренности и открытости в свое сообщение. Если вы можете поделиться своим опытом так, чтобы показать себя чувствительным, эмоциональным человеком, ваше выступление произведет намного больше впечатления.
4. Аналогии/метафоры
Например:
«Когда один из крабов пытается вылезти из ведра с крабами, остальные тянут его назад. Для того чтобы развиваться самим, мы должны помогать другим в их попытках измениться».
Цель – оживить тему обсуждения (правое полушарие). Метафора – способ понять мысль, связав ее с другой мыслью. Аналогии – расширенные метафоры. И то, и другое можно активно использовать в публичных выступлениях, чтобы ярко выразить свои мысли, заставить работать аудиторию головой и помочь ей запомнить ваши слова. В следующий раз, когда ваши слушатели увидят краба в супермаркете, они вспомнят метафору о ведре с крабами и о вашей идее.
8. Юмор/шутки
Например:
«Я хотел бы поблагодарить вас всех за то, что вы пришли. Особая благодарность полагается тем из вас, кто знал, что я буду выступать, – это так трогательно, что вы все-таки решили прийти».
Цель – развлечение и налаживание связи (правое полушарие). Многие ораторы, которые нервничают перед выступлением, считают, что лучше всего начать с шутки, чтобы «разогреть» аудиторию. Прежде чем шутить, вспомните принципы новизны и подумайте, насколько актуален ваш юмор для целей выступления. Ваша шутка – как победоносный звук трубы, сигнализирующий о динамичной, остроумной речи? Или это веселое наблюдение, иллюстрирующее ваше отношение к теме выступления? Оба варианта – блестящая возможность использовать юмор.
Или же юмор – попытка удержать внимание аудитории хоть на 20 секунд, прежде чем начнется основная, скучная часть выступления? Говорят, если вы смогли рассмешить аудиторию, то вам обеспечено ее внимание до конца выступления, однако это верно только в том случае, если вы и дальше будете заинтересовывать ее, а не вгонять в тоску.
Другой важный элемент юмора – выработать собственный стиль. Нам кажется, что аудитории можно понравиться, только если смешить и развлекать ее, а ведь нам так хочется нравиться ей, так что мы обязательно должны пошутить, не так ли? Не обязательно. Если традиционное представление об остроумии не подходит вам, найдите свой собственный стиль.
Что если… я не умею шутить?
Совет специалиста: Джон Хотовка
Профессиональный оратор Джон Хотовка нашел свой уникальный стиль юмора, чтобы создать увлекательнейший опыт для аудитории:
«Если вы беспокоитесь, удастся ли вам развеселить аудиторию, вы на неверном пути, – говорит он. – Пытаться быть смешным – малоэффективно, потому что аудитория сразу почувствует неискренность. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы ваша речь была увлекательной, ведь, в конце концов, цель вашего выступления намного важнее попыток рассмешить аудиторию. Хорошие фильмы далеко не всегда смешат нас, однако они все-таки могут быть очень даже увлекательными.
Если хотите использовать юмор, проверьте свои шутки на небольшой аудитории. Многие юмористы поступают так, чтобы, ничем особо не рискуя, увидеть, насколько эффективен их материал.
Если вы привыкли вызывать смех аудитории, но на этот раз слушатели не реагируют на шутки, не беспокойтесь. Оставьте все, как есть, будьте искренним и вежливым и продолжайте выступление».
9. Ключевое слово или фраза
Например:
«Нас объединяют страсть и искренность. Страстное желание помогать людям и стремление делать это искренне… Вот почему я страстно желаю помочь этим бизнесам развиваться… Я работаю с самыми страстными и искренними молодыми выпускниками…. Снова и снова мы видим, насколько важна искренность».
Цель – сделать свои концепции еще убедительнее (левое полушарие). Добиться отклика аудитории или вдохновить (правое полушарие).Ключевые слова – это группа слов или фраз, к которым вы возвращаетесь множество раз в течение выступления. Они усиливают впечатление от вашей основной мысли. Любое сообщение будет ново для аудитории, даже если вы уже тысячу раз повторили его. Аудитории понадобится время переварить ваши слова и идеи, прежде чем довериться им. Одни и те же ключевые слова, появляющиеся в вашей речи, позволяют аудитории намного эффективнее «зацепиться» за ваше сообщение, чем если бы вы использовали много разных слов для выражения мыслей. Распределите ключевые слова по всей речи, упоминая их в разном контексте и в разной ситуации или подходя к ним с другой точки зрения, чтобы каждая фраза помогала строить общую картину – это важно для принципа познавательности. Избегайте ключевых слов в стиле американских документальных фильмов, где содержание и факты обычно повторяются много раз в течение программы. В вашей аудитории наверняка собрались неглупые люди, так что повторяйте фразы и факты только по необходимости. Создав такие «зацепки», вы покажете свой талант оратора и поможете аудитории запомнить ваше сообщение.
10. Песня или стихотворение
Например:
«Как пел Боб Дилан в своей песне Blowing in the Wind, «сколько раз можно отворачиваться и притворяться, что ничего не видишь». Сегодня создается такое впечатление, что мы отворачиваемся от важнейшей мировой проблемы – кризиса перенаселенности».
Песни и стихотворения, которые могут быть проникновенными и мудрыми, способны стать ярким и интересным способом налаживания связей с аудиторией. Если вы стремитесь к эмоциональному воздействию, но поэтичность и эмоциональность – не ваш конек, стихотворения – прекрасный инструмент. Их часто цитируют на похоронах, свадьбах и других семейных мероприятиях, когда слова другого человека идеально отражают настроение собравшихся.
Если вы выступаете перед бизнес-группой, песни и стихи – рискованный вариант. Подумайте, примет ли аудитория задушевное стихотворение или веселую песню, не испытав некий дискомфорт.