«та добродетель, что нуждается в постоянном стороже, едва ли стоит того, чтоб ее сторожили» 10 ноября родился классик сентиментализма Оливер Голдсмит
Детство Голдсмита прошло в Ирландии в семье приходского священника. Окончив в 1749 году Дублинский университет, Оливер пытался продолжить занятия медициной в Эдинбурге, однако, не получил диплома, сам себя провозгласил доктором и отправился путешествовать по Европе. Вернувшись в Лондон в 1756 году, он устроился на работу помощником аптекаря, параллельно публикуя в городской прессе публицистические очерки. Легкость слога и изящество стиля выгодно отличали Голдсмита от других дебютантов. Произведения носили социально-бытовой характер и имели выраженный сатирический подтекст. Славу начинающему писателю принесла серия очерков «Гражданин мира, или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке» (1762), после публикации которых Голдсмит стал вхож в кружок интеллектуалов, возглавляемый Джошуа Рейнольдсом, Сэмюэлом Джонсоном и Эдмундом Берком.
В 1764 году девять наиболее активных участников кружка, в числе которых значился и Голдсмит, организовала собственный клуб. Тогда же выпущенная им поэма «Путешественник», в которой сопоставлялись традиции, обычаи и уровень жизни в различных уголках Европы, получила широкий общественный резонанс и вызвала немало споров.
Вскоре привыкший жить на широкую ногу Голдсмит влез в долги и вынужден был временно оставить высокую литературу, зарабатывая на жизнь созданием компилятивных историй Англии, Греции и Рима. В 1766 году он опубликовал роман «Векфильдский священник», написанный четырьмя годами ранее. Книга, полная мелодраматизма и сентиментальности, живописала гонения помещиком добродетельного священника на фоне идеализированных картин сельской жизни и имело грандиозный успех, что и позволило Голдсмиту вернуться к серьезной литературе, в частности, к написанию поэтической анти-идиллии «Покинутая деревня».
Фарс «Ночь ошибок, или Унижение паче гордости» (1773) стал последним крупным произведением Оливера Голдсмита. Эта пьеса была, пожалуй, единственной, которая не сходила со сцены до начала XX века. Через несколько месяцев на 44 году жизни писатель скоропостижно скончался. Похоронен он в церкви города Темпла. Спустя 15 дней после смерти Голдсмита в печати появилась серия написанных им сатирических портретов современников «Возмездие», составленных в форме шутливых эпитафий.
Оливер Голдсмит всегда был предметом преклонения и обсуждения. Обладая несколько отталкивающей внешностью (его лицо было изрыто оспой) и искрометным даром острословия, будучи азартным игроком, он тонко выведен в «Жизни Сэмюэля Джонсона» Босуэлла. Писатель сказал о Голдсмите: «Нет человека более мудрого с пером в руке и более глупого при отсутствии оного». В биографии авторства Вашингтона Ирвинга приведена более точная и объективная характеристика Голдсмита.
|