Самые рождественские книги. Версия НЛ
Настоящая рождественская история — это обязательно история о милосердии, мужестве и чудесах. Ее цель в том, чтобы пробудить у читателя лучшие чувства, заставить его остановиться среди бурного бега жизни и задуматься о самых простых, но таких важных вещах: ведь именно эти мысли мы, как правило, откладываем на потом — а зря! О необходимости преодоления себя, о милосердии к другим и о существовании чудес надо помнить постоянно, иначе человечество никогда не достигнет назначенного ему светлого будущего. «Новости литературы» предлагают список книг, которые направят наши мысли в нужное русло.
Мери Мейп Додж «Серебряные коньки»
Классическая рождественская история про бедных детей, у которых больной отец при смерти, и будущее беспросветно. Дети есть дети, ничто не может заставить их перестать мечтать. Вот и Ганс с Гретель мечтают — выиграть серебряные коньки на ежегодном состязании, которое проводится среди ребят городка. И как они могут мечтать об этом, когда у них и коньков-то нет, чтобы участвовать в соревновании? Однако святой Николай не дремлет, Ганса и Гретель ожидает взрывной хэппи-энд.
Помимо основной сюжетной линии, большое внимание уделяется бытописанию. Действие происходит в небольшом голландском городе Брук в XIX века. Параллельно с историей бедных детей вы так много узнаете о нравах и быте жителей городка, что, возможно, поначалу будете мысленно упрекать автора в постоянных отвлечениях. Однако если смиритесь с манерой повествования, узнаете много чего про обычаи Нидерландов позапрошлого столетия.
Анне Рагде «Тополь берлинский»
Неторопливая скандинавская сага, которую мы слушаем сквозь шум порывистого морского ветра, ледяного и опасного.
Долгая история одной семьи. Прочитав о ней, вы наверняка задумаетесь о своих собственных отношениях с братьями и сестрами, с родителями. Кто-то порадуется за себя, а кто-то, может быть, найдет в себе силы признать ошибки и попытаться их исправить.
Анне Рагде рассказывает нам о страшном отчуждении. Жила-была на одной ферме семья: родители и трое сыновей. Выросли сыновья. Двое уехали и забыли о существовании родни. Один остался, но расстояние между ним и родителями от этого не стало меньше. Мать заболела. У ее смертного ложа собираются все дети, и даже одна внучка, о существовании которой едва ли кто знал. И начинают из всех шкафов вылезать пыльные страшные скелеты семейных тайн.
Когда-то, во время второй мировой войны, на месте фермы немцы посадили тополя, планируя что-то грандиозное. Но война была ими проиграна, немцы убрались восвояси, а тополя остались — как напоминание о том, что любое свершение, сделанное нами в жизни, имеет свои корни; все деяния оставляют свои следы в душе.
Майкл Бонд «Медвежонок Паддингтон и Рождество»
Серия рассказов о необыкновенном медвежонке, который поселился в обыкновенной британской семье очень популярна в мире. Бесхитростное повествование Майкла Бонда наверняка придется по вкусу не только ребенку: простая история о Рождестве медвежонка Паддингтона наверняка напомнит и взрослому кое о чем важном. Например, о необходимости самому прикладывать усилия для того, чтобы праздник получился, а не ждать, что кто-то все сделает за вас.
Вот медвежонок Паддингтон целый год экономил свои карманные деньги, чтобы на Рождество всю семью повести в гости к Деду Морозу. Однако в гостях у Деда Мороза (в развлекательном центре) оказалось совсем нездОрово: владелец центра отнесся к организации праздников спустя рукава. И тогда Паддингтон взялся исправлять ситуацию…
Сельма Лагерлёф «Легенда о Рождественской розе»
В чащобе горного Генигерского леса жила семья отверженных: разбойник, его жена и пятеро маленьких сыновей. Однажды жена разбойника в поисках пропитания спустилась в деревню и зашла в монастырь. Там, случилось, она и поспорила с аббатом Иоанном, и в запале рассказала ему, что каждый год под Рождество расцветает возле их пещеры чудесный сад…
Что случилось дальше и каким образом получил прошение изгой-разбойник, прочтите сами. Настоящая рождественская легенда Сельмы Лагерлёф (в некоторых переводах она называется «Роза Христа») расскажет вам о вере и безверии, о милосердии и прощении, о верности долгу и слову; об умении признавать ошибки и раскаянии — обо всем том важном наполнении жизни, о котором стоило бы вспоминать не только под Рождество…
Сельма Лагерлёф, лауреат Нобелевской премии по литературе, написала, кроме этой, еще и другие рождественские сказки, истории и легенды, в частности, сборник «Легенды о Христе» — это хрестоматийное чтение на Рождество.
Харуки Мураками «Рождество Овцы»
В основном книжка, конечно, для поклонников творчества этого автора, уже знакомых с Человеком Овцой, близняшками 208 и 209 и некоторыми другими героями. Но подойдет и тем, чье сознание открыто и кто не чужд психоделии вообще.
Несколько сюжетных штрихов. Однажды год назад Человек Овца съел пончик, неправильно дырявый, и за то на него было наложено проклятие — теперь из-за проклятия он не может сочинить песню для Рождества. Чтобы проклятие преодолеть, Человек Овца роет особую яму, куда планирует провалиться в особый срок. Но поскольку он овца, то проваливается раньше срока, и все опять идет не по плану…
Сьюзен Войцеховски «Рождественское чудо мистера Туми»
Милая история об умягчении сердец, обретении любви и радости.
Мрачный мастер Джонатан Туми, переживая потерю жены, все больше уходит в себя, все мрачнее становится, все несчастнее.
Но однажды перед Рождеством на его пороге появляются женщина с мальчиком и заказывают ему изготовить деревянные фигурки ангелов.
Это и стало первым кирпичиком рождественского чуда — превращение пустынной души мистера Туми в цветущий сад.
Читавшие уверяют, что в книге нет лишней сентиментальности, но есть зато светлая атмосфера праздника.
Донна Ванлир «Рождественские туфли»
Под Рождество волею судьбы или Всевышнего, кому как больше нравится, пересекаются пути двух семей. В одной умирает мать, и ее маленький сын хочет купить волшебные туфле маме в подарок; в другой все живы, но давно уже потеряли отца, который практически живет на работе, прочно забыв о родных. Эта встреча помогает всем: мальчик покупает подарок для мамы, а трудоголик возвращается в семью.
Книга Донны Ванлир посвящена каждодневному чуду, которое способно изменить нашу жизнь к лучшему и которое большинство из нас, как правило, не замечают. Литературным шедевром эта книга, безусловно, не является; но напомнить о том, что счастье рядом — способна. Если кто-то забыл об этом, прочтите ее.
Сакариас Топелиус «Зимняя сказка»
Классик финской литературы, которого помнят во многих странах именно как автора замечательных сказок, был человеком глубоко верующим. Однако чудесное в его историях совсем необязательно имеет религиозный привкус. Вот и «Зимняя сказка» больше говорит о связи человека с природой.
Дети лесоруба Сильвестр и Сильвия («сильва» по латыни означает «лес») однажды освободили из силков зайца и куропатку, а те оказались животными непростыми и отвели детей к двум старым соснам — тоже волшебным. После того как Сильвестр и Сильвия сосны тоже спасли (не дали отцу срубить их), волшебные деревья исполнили по одному желанию: мальчик захотел, чтобы всюду за ним следовало Солнце, а девочка — чтобы всегда ее сопровождала весна…
Эта поэтическая сказка обязательно подарит вам минуты приятной задумчивости. Может быть, вы даже на какое-то время вновь поверите в волшебство.
Николай Лесков «Святочные рассказы»
Традиция русского святочного рассказа тесно связана с европейскими рождественскими повестями, и в XIX веке он был очень популярен: не было ни одного журнала, который не печатал бы святочные рассказы перед Рождеством, и немного найдется авторов, обошедших вниманием этот жанр.
Лесков, писатель особо близкий к фольклорной традиции, написал ряд особо выразительных святочных рассказов. Здесь и неразменный рубль, и медвежий друг, и плутовство, но главное — извечная борьба Добра и Зла, которая происходит в душе каждого человека. У Лескова — не без труда — побеждает Добро.
Кроме того, в этих рассказах вы столкнетесь с замечательным, живым, ярким литературным языком.
Джон Р. Р. Толкиен «Письма Рождественского Деда»
Профессор Толкиен известен своими масштабными проектами. Вот и его рождественская переписка с детьми имеет эпические размеры.
Двадцать три года подряд Джон Толкиен на каждое Рождество писал своим детям письма от лица Рождественского Деда, рассказывая про его житье-бытье, сочиняя смешные и грустные истории, описывая повседневные заботы и окружение. Есть у Деда друзья и помощники — гномы, эльфы, Белый Медведь. Есть враги — гоблины…
Собрание этих писем являет нам по сути еще один созданный профессором мир — наряду с сами знаете чем.
Генрих Бёлль «Не только под Рождество»
Да, то, что описал Бёлль, случается в нашей жизни не только под Рождество. Скажем больше, это случается в нашей жизни практически постоянно — видимость. Сплошная видимость, создаваемая нами… для чего? Притворяемся, что заняты чем-то важным; что нам не все равно, как себя чувствуют близкие; что мы во всем лучше, чем есть на самом деле.
Вот и героиня Бёлля сходит с ума на почве «правильной встречи Рождества», и нет такой жертвы, которую она не готова была бы принести, крадя праздник и у себя, и у всех своих родных.
Эта беспощадная история, возможно, поможет вам вспомнить, что настоящее Рождество — это не жареный гусь, не гирлянды, не участие даже в Крестном ходе. Это чувство, состояние души, радость и вера. Обрести их можно и не наряжая елку, не добывая черную икру к праздничному столу — лучше постарайтесь сделать что-нибудь хорошее для другого человека, знакомого или нет, неважно.
Уильям Теккерей «Кольцо и роза»
Очень необычная сказка от всемирно известного автора «Ярмарки тщеславия». В 1854 году Теккерей с двумя дочерьми проводил зиму в Италии. Чтобы не скучать на Рождество, писатель нарисовал серию картинок, изображая фигурки персонажей и сценки с их участием. А дальше — больше, по картинкам написалась сказка, которая через год была издана и имела большой успех у публики.
Если говорить об этом произведении в целом, то ближе всего «Кольцо и роза» к карнавальным сказкам Карла Гоцци и «магическому реализму» Евгения Шварца. Это отличный коктейль из волшебства, быта, морали и иронии.
Получился такой смысловой перевертыш: то ли перед нами обыватели разыгрывают сказку, но постоянно сбиваются на «реальный» тон, упоминая Тауэр, газеты и ваксу Уоррена; то ли это сказочные герои, которых занесло в Лондон середины XIX века. Очень карнавальная сказка.
«Новости литературы» сердечно поздравляют своих читателей с Новым годом и Рождеством! Любви вам, радости, исполнения желаний! И конечно, много новых литературных открытий!
|