2010 литературный год: чем он запомнится?
Конец года — это обязательное подведение итогов. Портал «Новости литературы» решил не отставать: мы спросили тех, кто определяет, каким книгам появляться на прилавках, чем им запомнился уходящий литературный год.
Итоги года подводят:
Александр Прокопович, главный редактор «Астрель СПб»
Леонид Шкурович, директор редакции зарубежной литературы «Эксмо»
Вадим Левенталь, PR-директор издательства «Лимбус пресс»
Александр Иванов, главный редактор «Ad Marginem Press»
Павел Подкосов, издатель «Альпина нон-фикшн»
Тренды
Всеобщее увлечение нон-фикшном в 2010 году из робкой тенденции превратилось в заметное явление – длинные очереди на ярмарке интеллектуальной литературы «Non/fiction-2010» стали тому явным подтверждением. Крупнейшие издательства страны, почуяв новое направление ветра, не замедлили отозваться на запрос читающей публики. Так, Вадим Левенталь, PR-директор издательства «Лимбус пресс»,отмечает высокую популярность придуманной им «Литературной матрицы» — двухтомного неформального учебника русской литературы, написанного писателями. Тренду соответствует и выбор, сделанный жюри крупных литературных премий: в этом году «Большую книгу» получил Павел Басинский за биографию Льва Толстого («Лев Толстой: бегство из рая»), а «Национальный бестселлер» дали автобиографии Эдуарда Кочергина «Крещенные крестами». Павел Подкосов («Альпина нон-фикшн») заметил, что постепенно нарастает интерес к научно-популярной литературе и книгам, пропагандирующим критический взгляд на основные мифы последнего времени. Однако, по мнению большинства издателей, качественных книг в этом направлении выпускается пока недостаточно, хотя определенные сдвиги есть.
Новую жизнь получил жанр рассказа – по словам Александра Прокоповича, главного редактора «Астрель СПб», в него снова поверили и читатели, и издатели: стали выходить сборники рассказов как именитых, так и молодых авторов. В этом направлении особенно интересным начинанием стала серия «Уроки русского», запущенная издательством «КоЛибри» в уходящем году. Само издательство позиционирует эту серию как «неформатную мастерскую прозу» незаслуженно малоизвестных современных авторов. В серии уже вышли книги рассказов Олега Зоберна, Анатолия Гаврилова, Романа Сенчина, Дмитрия Данилова, Ашота Аршакяна – и хочется надеется, что это только начало. По мнению Павла Подкосова, размывание границ между так называемой «высокой» литературой, написанной в традициях классики, и текстами, которые раньше могли претендовать лишь на обсуждение в самиздате и интернете, свидетельствует о расширении самого понятия литературы. А это значит, что литературный процесс в России наконец демонстрирует положительную динамику – не только в количественном, но и в качественном контексте.
В издательстве «Эксмо» отмечают моду на скандинавов, которую предопределил феноменальный успех трилогии Millennium шведского писателя Стига Ларссона. «Шведская Агата Кристи» Камилла Лэкберг стала шестой в Европе по объему продаж. Кроме того, Леонид Шкурович, директор редакции зарубежной литературы «Эксмо», обратил внимание на новый виток популярности интернет-романов: пик интереса к этой теме пришелся на выход романа «Одиночество в сети» Януша Вишневского, а в 2010 году одним из главных мировых бестселлеров в Европе стала книга Даниэля Глаттауэра «Лучшее средство от северного ветра», так же посвященная виртуальным отношениям и переведенная на 32 языка.
К сожалению, современная российская литература все еще остается замкнутым внутри себя явлением и практически не участвует в глобальном литературном процессе. Однако, по мнению Леонида Шкуровича, рынок отечественной прозы уже почти дорос до того, чтобы вызвать волну интереса за рубежом: «70% российского рынка составляют наши авторы, то есть, литература у нас не в пример сильнее, чем кино. Конечно, у нас локальный продукт и герметичный рынок. Но, я уверен, что в ближайшие 2-3 года обязательно возникнет мода на российских писателей». Однако Александр Иванов не разделяет столь оптимистичной позиции своего коллеги: «Вся современная русская литература – это маргинальная литература, например, в отношении литературы польской, румынской или испанской».
Открытия и события
Новые имена, громкие, но неоднозначные события – из чего складывалась мозаика литературного года, по мнению издателей?
Для Александра Иванова, главного редактора независимого издательства «Ad Marginem Press», самым значимым событием в мировой литературе стал выход романа Джонатана Франзена «Свобода». Литературная техника Франзена, по словам Иванова, позволяет сделать вывод об актуальности русской классической традиции. «В современной русской литературе эта техника (условно ее можно назвать социально-психологической драмой) практически утрачена. Поэтому появление очередного «русского» романа следует ждать от турка Орхана Памука, американца Франзена, или румына Кэртэреску», — отмечает Александр Иванов.
Александр Прокопович открытием 2010 года назвал Оксану Ветловскую с ее фантастическим циклом «Каменные зеркала». «Это лучшая отечественная фантастика со времен Панова», — добавляет главный редактор «Астрель СПб». По мнению Вадима Левенталя, самым ярким дебютом стал роман Фигля-Мигля «Щастье», вышедший в издательстве «Лимбус Пресс». Александр Иванов выделяет молодого британского писателя Тома Маккарти с романом «Remainder» (русский перевод «Когда я был настоящим»). Павел Подкосов среди своих личных открытий назвал Михаила Шишкина, Романа Сенчин, Александра Иличевского, Павла Басинского, Альберта Спьяццатов.
В определении наиболее неоднозначного события большинство издателей сошлись на скандальном вручении премии «Русский букер» роману Елены Колядиной «Цветочный крест». При объективной ценности самого текста, для литературной общественности очевидно, что роман Колядиной и премия «Русский букер» — из разных историй, и выбор жюри, как минимум, непонятен. А вот Нобелевскую литературу, как замечает Павел Подкосов, в 2010 году вручили совершенно заслуженно: для Марио Варгас Льосы это оправданное признание после почти пятидесяти лет творческой деятельности.
Ожидания, планы и мечты
В конце года принято не только подводить итоги, но и строить планы на год будущий, а еще можно позволить себе немного помечтать. Мы попросили издателей приоткрыть завесу тайны и рассказать, какие сюрпризы готовят они своим читателям, о чем мечтают и чего лично им не хватает на отечественном книжном прилавке.
Александр Прокопович: «Если мечтать, то очень хотелось бы издать троих – молодых Желязны, Каттнера и Шекли, и ведь где-то, наверняка есть такие авторы, хочется верить, что в нашей стране. Чего не хватает? Не хватает за книжными прилавками грамотных продавцов и самих прилавков не хватает. Чего ждать от года? «Что ни год, то год железный». Все просто – все больше доля нон-фикшн, все меньше доля художественной литературе, все выше критерии читателя, предъявляемые к книге. Кроме того, благодаря минувшему году размылась грань между жанровой фантастикой и модными книгами, если так все и будет развиваться, то скоро быть популярным автором художественной литературы, будет означать – быть фантастом».
Вадим Левенталь: «Не хватает молодых, наглых и талантливых. В качестве попытки исправить это, мы готовим четвертый, после долгого перерыва, выпуск «Антологии двадцатилетних». Кроме того, буквально в январе выйдет наконец замечательная книга Пирошки Досси «Искусство и деньги» — европейский супер-бестселлер, нон-фикшн о том, как функционирует современное искусство с точки зрения экономики».
Александр Иванов: «Мне не хватает в современной русской прозе умных (не «интеллектуальных»!) авторов-собеседников. Мало на прилавках и латиноамериканской литературы последних 20-ти лет (после «магического реализма»). А издать хотелось бы роман «2066» чилийца Роберто Боланьо. »
Павел Подкосов: «Не хватает автобиографий и качественной публицистики. Пока ещё слабо представлено научно-популярное направление. Мало хороших книг для подростков. Кроме того, не хватает ярких, смелых публицистов, обладающих при этом хорошим чувством юмора – эдаких русских кларксонов. Интересно было бы издать автобиографии двух людей года по версии Times: основателя сайта Wikileaks Джулиана Ассанжа (выбран читателями) и «отца» Facebook Марка Цукерберга (выбран главным редактором). Еще мы готовим несколько книг профессора психологии Михай Чиксентмихайи, исследующего понятия потокового состояния, счастья и креативности. На западе он самый цитируемый современный психолог, а в России еще не издавался. Также впервые в России мы издаём книгу популярнейшего американского актёра в жанре stand-up comedy Джорджа Карлина. Его выступления — это подрыв всех устоев сытого буржуазного общества, при этом его злость позитивна, она несёт в себе сильнейшее гуманистическое начало. В нише научно-популярной литературы мы готовим две книги популярного немецкого биофизика Карла Циммера «Паразиты» и «Эволюция», а любители футурологии получат новую книгу Митио Каку «Физика будущего». Ну и конечно «WikiLeaks. Избранные материалы». Это самая оперативно сделанная книга, за всю нашу историю. Основной тираж будет в магазинах уже в январе 2011 года».
Леонид Шкурович обещает в 2011 году порадовать читателей обязательными новинками и возможным визитом как минимум одного мэтра мировой литературы (например, Мураками или Макьюэна). Нам, как читателям, остается только пожелать издателям, чтобы их мечты сбылись, а смелые планы претворились в жизнь – тогда нам точно будет что читать и обсуждать в Новом году.
Мы приглашаем наших читателей поделиться своими впечатлениями об уходящем литературном годе. Что Вы читали, что Вам понравилось, а что — нет, чего не хватило, а от чего Вы, может быть, устали? Оставляйте комментарии, рассказывайте, спорьте — вместе мы нарисуем объективную картинку и запомним 2010 год таким, каким он был для всех, кто любит читать.
|