Эхо «Лолиты»: Петербургский музей Набокова вновь пострадал от вандалов
Уже не впервые неизвестные оскверняют расположенный в Санкт-Петербурге Музей Набокова. Поводом традиционно служит произведение «Лолита» – одно из многих, созданных автором, но единственное, ассоциирующееся с Владимиром Набоковым у людей малообразованных. В этот раз на стене здания музея появилась надпись «педофил». Чуть раньше, сообщили сотрудники музея, здесь бутылкой было разбито стекло. К бутылке оказалась привязанной записка, в которой вандалы поясняли свои мотивы, используя цитаты из Библии.
Напомним, в конце октября 2012 г. в питерском музее «Эрарта» не состоялся спектакль по «Лолите», поскольку режиссер получил гневное письмо, подписанное «казаками, студентами и учителями начальных классов» — режиссер Леонид Мозговой отменил постановку, опасаясь беспорядков.
Как известно, роман «Лолита» является коммерческим произведением Владимира Набокова и сильно отличается как о содержанию, так и по форме от таких книг автора, как, например, «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар», «Камера обскура», «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» и др. Литературно эту идею оформил Виктор Пелевина в словах героини его «Священной книги оборотня»: «Набоков проговаривается не тогда, когда описывает запретную прелесть нимфетки. Страницами не проговариваются, страницами сочиняют. Он проговаривается тогда, когда скупо, почти намеком упоминает о внушительных средствах Гумберта, позволявших ему колесить с Лолитой по Америке. О том, что на сердце – всегда украдкой…Писателю мечталось, конечно, не о зеленой американской школьнице, а о скромном достатке, который позволил бы спокойно ловить бабочек где-нибудь в Швейцарии. В такой мечте я не вижу ничего зазорного для русского дворянина, понявшего всю тщету жизненного подвига. А выбор темы для книги, призванной обеспечить этот достаток, дает представление не столько о тайных устремлениях его сердца, сколько о мыслях насчет новых соотечественников, и еще – о степени равнодушия к их мнению о себе. То, что книга получилась шедевром, тоже несложно объяснить – таланту себя не спрятать…».
|