Герман Гессе. Магия книги. Лимбус-Пресс, 2010
В конце 2010 года в издательстве «Лимбус Пресс» вышло собрание критических работ Германа Гессе под общим названием «Магия книги». В сборник вошли заметки о Гете, Гофмане и Гельдерлине, Свифте, Флобере и Кьеркегоре, Фрейде, Кафке, Достоевском и других видных фигурах литературы и философии последних трех столетий. Значительная часть текстов опубликована на русском языке впервые.
Герман Гессе – один из крупнейших немецких прозаиков ХХ века, лауреат Нобелевской премии по литературе 1946 года. В России наиболее известны его романы «Игра в бисер», «Степной волк», «Сиддхартха».
В эссе «Магия книги», давшем название сборнику, Гессе пишет: «Величайший из миров, какие человек создал силою своего духа, а не получил в дар от природы, — это мир книг.… И каждому истинному читателя бесконечно огромный мир книг открывается по-своему, каждый в нем ищет и находит себя самого… Я и сам ведь читатель, один из подпавших под колдовские чары книг еще в детстве». Именно как читатель – внимательный, пристрастный, образованный читатель – предстает Гессе в этом сборнике. Большинство представленных текстов в свое время были опубликованы в виде вступительных статей или послесловий к книгам разных авторов, отсюда и особая интонация Гессе – не настаивающая на своей правоте, но предлагающая читателям вопросы к размышлению. Эти очерки – отнюдь не литературоведческое исследование, а своеобразный путеводитель по миру книг, которые Герман Гессе ценил больше других.
Отдельный блок в сборнике посвящен рассуждениям Гессе о книгах и о чтении вообще – о писательстве, о личных отношениях с книгами, складывающихся на протяжении жизни каждого читателя, о критике, о массовой литературе. Так, Гессе уже в статьях 1925-30-х годов отмечает непропорциональное увеличение общего количества издаваемых книг и количества появления на свет книг, имеющих отношение к настоящей литературе. Что ж, спустя 80 лет мы можем сказать, что тенденция эта живет и по сей день. Но, несмотря на сетования, Гессе заключает: «будь я сегодня молод и полон сил, я не занимался бы ничем, кроме издания книг».
С понятным пиететом Гессе пишет о немецкой литературе – Гете, Гофмане, Новалисе, Гельдерлине, Рильке, фон Кайзерлинге. Русскому читателю особенно интересны будут рассуждения Гессе о Достоевском, в свое время оказавшем на него немалое влияние. Гессе видит в Достоевском провозвестника того самого «заката Европы», о котором писал Освальд Шпенглер. И не только провозвестника: Гессе считает, что именно Достоевский своими романами высвободил джина из бутылки, выпустил доселе прочно закупоренную в сознании европейцев тягу к Азии и всему восточному (что коррелирует с интересом к восточной культуре, присущей самому Гессе). Гессе пишет о Достоевском так же, как, по его мнению, писал о Толстом Ромен Роллан: «француз и тонкий ценитель искусств понимает русского, простодушно разгромившего искусство, … европеец и сторонник социализма проникает в мировоззрение восточного мистика».
В одном из писем Гессе писал: «Видеть и подчеркивать в книгах положительное начало и щедрый дар всегда казалось мне главной задачей того, кто выступает как посредник между книгой и читателями». Сборник «Магия книги» объединяет тексты, время написания которых охватывает довольно большой период в масштабах одной человеческой жизни (более 40 лет), и хотя восприятие и толкование Гессе того или иного автора порой меняется со временем, константой в его очерках и эссе остается великая любовь к литературе.
Ольга Шматко
|