А.Парабеллум, Н.Мрочковский «Бизнес без правил»
Введение
В мире бизнеса существует множество заблуждений, которые приводят предпринимателей в тупик, бизнес упирается в потолок своей прибыли и не может расти дальше. А то и вовсе загибается. Хотя способен приносить в разы бóльшую прибыль. Однако эти заблуждения настолько сильно въелись в сознание масс, что считаются если не аксиомами, то, как минимум, общепринятыми правилами игры.
В нашей книге мы будем последовательно раскрывать вам глаза на истинное положение дел: чтобы преуспеть в бизнесе, необходимо постоянно нарушать эти правила, а лучше вовсе отказаться от них.
Некоторые правила, о которых пойдет речь, могут показаться незыблемыми, а в свою очередь какие-то наши мысли даже кощунственными или жестокими и циничными. Однако мы не стремимся рассказывать то, что вам хочется услышать, — этого и так можно найти с избытком — мы будем говорить о том, как устроены правила игры в бизнесе на самом деле. Даже если эта правда будет отнюдь не лицеприятна. К сожалению, это необходимо. Не сбросив оковы ложных, неработающих стреотипов, вы будете постоянно спотыкаться и наступать на одни и те же грабли. При этом не понимая, почему же вновь и вновь не удается достичь цели.
В любом случае, мы желаем читателю интересного и увлекательного изучения мира бизнеса как он есть на самом деле, а не как о нем принято говорить. Реальность всегда намного интереснее иллюзий, хотя обычно и сложнее.
Николай Мрочковский (ultrasales.ru) Андрей Парабеллум (infobusiness2.ru)
Владелец бизнеса
Начать книгу мы хотим с самого главного — с вас как владельца компании. Удивительно, но, погрязнув в безумном ритме ежедневной жизни своего предприятия, многие забывают, зачем все это начиналось, зачем они строят свой бизнес.
Вспомните, для чего вы его начинали? Чего хотели достичь? Наверняка это были мысли о высоком доходе, свободе, возможности путешествовать или проводить много времени с семьей, заниматься своим хобби… И весь этот lifestyle (стиль жизни) должен был обеспечить тот самый бизнес, который вы тогда и начинали строить.
Если же посмотреть на ситуацию, в которой оказываются 95% бизнесменов (особенно в малом бизнесе) через 3–5 лет после старта, то картина совсем иная. Как правило, владелец бизнеса крутится, как белка в мясорубке, по 10–12 часов в день, зачастую и в выходные, а в отпуске бывает раз в 2–3 года. Плюс к этому, нередко добавляются проблемы с семьей и здоровьем, поскольку большая часть сил, времени и энергии уходит на поддержание на плаву своего предприятия, а не на достижение личных целей.
Если вы относитесь к категории бизнесменов, подумайте прямо сейчас, насколько эта картина похожа на то, что происходит в вашей жизни.
Сколько времени вы работаете ежедневно?
Как часто отдыхаете и путешествуете?
Сколько времени проводите с семьей?
Успеваете ли заниматься спортом или хобби?
Когда ты в тропическом болоте в окружении крокодилов, очень просто забыть о том, что цель — не отбиться от них, а осушить болото…
На самом деле это очень важный вопрос, волнующий многих бизнесменов: «Когда же я смогу жить счастливо — чтобы все делалось само, с минимальным участием с моей стороны, и при этом все были довольны?»
В первой части книги мы поговорим именно о самом владельце бизнеса. А также о том, какие стереотипы и правила приняты в обществе и почему они мешают вам достигать своих целей, — и что необходимо сделать, чтобы все-таки изменить ситуацию.
Я всегда доступен для клиентов. Все 24 часа в сутки. — Немедленно скройтесь с глаз долой! (главный секрет личной эффективности бизнесмена)
Вспомните, как часто за последнее время случалось, что вы занимаетесь каким-то важным делом (составляете стратегию развития компании или планируете создание нового продукта) или, возможно, отдыхаете дома с семьей — и вдруг раздается звонок (или в кабинет заглядывает кто-то из сотрудников). И вам сообщают, что надо решить какой-то срочный вопрос клиента. И вы, матерясь про себя, тут же все бросаете и начинаете срочно его решать. Потому что клиент для вас на первом месте. Бывает такое?
Один из главных секретов, которые мы стали все чаще замечать у очень успешных предпринимателей, — чем больше вы «прогибаетесь» под клиентов, сотрудников и поставщиков, тем меньше успеваете, тем сильнее буксует ваш бизнес.
Главный принцип личной эффективности и свободы для владельца компании — жить по своим правилам, а не по правилам клиентов. Вы, лично вы должны стоять в своих приоритетах гораздо выше своих клиентов и сотрудников. Поскольку без вас весь бизнес очень быстро развалится (а в малом бизнесе это происходит молниеносно). Соответственно, крайне необходимо выстраивать методики защиты себя, своего времени, энергии, таланта ваших людей и прочих ресурсов от внешних воздействий, — в том числе и от клиентов. Чтобы это реализовать, вы должны четко представить себе свое идеальное будущее: каким должен быть ваш бизнес (рабочий день, клиенты, сотрудники и т. д.).
Когда главу IBM Томаса Уотсона спросили: «Как вы смогли построить такую огромную компанию?», — он ответил: «Сначала я просто представил, каким это все должно быть, как работает такая компания, — а потом просто взял и воплотил».
То же самое необходимо сделать и вам: составить картину своего идеального будущего и начать превращать ее в реальность. Однако чтобы при этом не утонуть в «текучке», крайне важно расставить приоритеты: вы должны заниматься тем, что лучше всего получается у вас лично, а все остальное делегировать сотрудникам или отдавать на аутсорсинг. Но это не будет возможным, пока вы не привыкнете…
Покупать чужое время
Если вы видите, что уже тонете в «текучке», то сделать это надо было еще вчера! Скажем, вам платят 2000 рублей в час, а вы можете купить его за 300 рублей — не бойтесь делать это!
Естественно, ваше время должно быть востребовано. В противном случае сначала прорабатываем продажи (начните с моего бесплатного курса «9 Работающих Способов Увеличить Продажи В Малом Бизнесе» (http://ultrasales.ru/freecourse/) или с системы «Секретные Технологии Увеличения Продаж И Привлечения Клиентов В Малом Бизнесе» (http:// ultrasales.ru/salesup/), увеличиваем стоимость своего времени — и на вырученные деньги покупаем чужое.
Настоящее правило успеха: берегите свое время и не бойтесь покупать чужое.
Общаясь с людьми, вы можете часто услышать совет никогда не смешивать удовольствие и бизнес. Есть работа — а есть отдых и удовольствие. И это «две большие разницы». Слышали что-либо подобное? Может быть, даже сами так считаете?
А теперь задумайтесь: вы действительно хотите половину своей сознательной жизни заниматься тем, что не приносит удовольствия? Просто посчитайте: 8 часов сам рабочий день + дорога + сборы. Если вычесть время сна, то получается, что около 50% жизни связано с работой.
И вполне естественно, что отсюда мы черпаем и значительную долю самоуважения, радости и удовлетворенности. Но сознательно отказываясь от этого источника, вы заранее обрекаете себя на кучу проблем. Можно ли назвать успешным и счастливым человека, который полноценно живет лишь половину жизни, а остальную — «отрабатывает»?
Думаете, это редкость? Отнюдь. Вспомните свое окружение — как бизнесменов, так и наемных работников. Сколько из них относятся к работе исключительно как к источнику денег — а отнюдь не сил, энергии и удовлетворения? К сожалению, таких большинство. Многие даже ненавидят то, чем занимаются, при этом оправдывая себя: «У меня нет выбора — мне же надо зарабатывать на жизнь».
Вот сейчас я повкалываю, заработаю денег, а потом буду наслаждаться жизнью…
Еще одно распространенное заблуждение: «Сейчас я пожертвую собой — позанимаюсь нелюбимым делом, чтобы заработать денег. И вот потом-то, когда заработаю, начнется настоящая жизнь!»
У большинства, увы, почему-то не начинается. Скорее, наоборот, — заканчивается. Дела и проблемы, особенно у бизнесменов, растут, как снежный ком. Доходы, хотя тоже обычно растут, не поспевают за тратами и увеличивающейся горой дел. Да и с возрастом сил и энергии становится все меньше. И заканчивается все далеко не так радужно, как они рассчитывали.
Так, может, пора сменить подход?
Вместо того чтобы основать предприятие, дабы когда-нибудь, в перспективе начать наслаждаться жизнью — и иметь соответствующую возможность и финансовые ресурсы, — сразу стройте бизнес и делайте деньги на том, что вам нравится.
И самое главное — откуда такое противоречие: либо работа, либо удовольствие? Скорее всего, корни такого взгляда уходят в наше недалекое прошлое, когда бóльшая часть населения страны занималась монотонным механическим трудом.
Сейчас вы всегда можете нанять на выполнение «текучки» человека, у которого хорошо получается с ней справляться и которому нравится такая работа. А себе оставить то, что лучше всего у вас получается — и доставляет удовольствие. Именно такова и должна быть позиция бизнесмена.
Невозможно достичь серьезного успеха, занимаясь нелюбимым делом
Если вы посмотрите на всех самых успешных бизнесменов, то заметите: они всегда занимаются тем бизнесом, который им нравится, — или… продают его. Дело, которое не приносит удовольствия, съедает вашу энергию. И вкладывать себя в него — все равно, что идти в гору с гирями на ногах. А любимая работа, которая хорошо вам удается, наоборот, — придает сил и увеличивает самооценку.
Как вы считаете, кто продвинется дальше — человек, который бежит вверх по идущему вниз эскалатору, или тот, кому с эскалатором по пути?
Пусть бизнес поддерживает вас, а не крадет вашу энергию — тогда вы будете добиваться грандиозных результатов. Именно
Настоящее правило успеха: при любой возможности сочетайте бизнес и удовольствие!
Я самый лучший работник в своем бизнесе и горжусь этим! — И поэтому уже 5 лет не могу увеличить прибыльность компании
Сейчас мы обращаемся персонально к владельцам предприятий: знаете, какая ключевая проблема у 97% бизнесов? Нет, не отсутствие талантливых сотрудников и не нехватка средств для развития. И не конкуренты, которые давят со всех сторон. И даже не тупые клиенты, которые почему-то не хотят платить тех денег, которых вы заслуживаете.
Проблема в том, что вы (именно вы, владелец компании) подходите к своему бизнесу как к работе.
Работа — это нечто, над чем вы работаете, делая что-то. Бизнес — это нечто, над чем вы работаете, создавая что-то.
Чтобы быть чрезвычайно успешным, надо работать над бизнесом — а не в бизнесе. Качественно его преобразовывать, постоянно улучшая, подсматривая и пробуя новые идеи, стратегии и тактики роста. Постоянно замерять и контролировать все ключевые показатели управления и роста компании. (Вы ведь это все делаете, не правда ли?)
А вместо этого владельцы парикмахерских продолжают стричь и считать наличность. Хозяева автосервисов — ремонтировать машины и принимать заказы. Владельцы магазинов — продавать и пересчитывать продукцию на складе… Пока их (удачливые) конкуренты занимаются тем, что улучшают свой бизнес и поднимают его на следующий уровень.
Если мы тратим бóльшую часть времени на техническую работу в бизнесе — над самим бизнесом мы не работаем. На это просто не остается времени.
Возникает интересный парадокс:
Либо работаем мы — либо бизнес.
Поэтому необходимо сделать выбор. Ведь в вашем представлении вы сами со всем справитесь гораздо лучше, чем кто-то другой.
Кого бы вы ни взяли на работу, все равно будет казаться — особенно на первых порах, — что проще все сделать самому, а не объяснять кому-то, как нужно это делать, а потом еще перепроверять и переделывать.
Это общая проблема, с которой сталкиваются все. Поэтому важно понять, что для трансформации бизнеса необходима трансформация владельца.
Из «технаря» в менеджеры
Первый шаг, который необходимо сделать на пути построения успешного бизнеса, — это превратиться из «технаря» в менеджера. То есть выстроить бизнес таким образом, чтобы вся непосредственная работа выполнялась чужими руками. А вы сами управляли бы этим процессом, контролировали и совершенствовали его. Это достаточно сложно сделать, если у вас нет системного подхода к бизнесу.
Следующий шаг — это переход от менеджера к директору, то есть менеджеру менеджеров. На этом уровне вы должны будете выстроить не только системы для «технарей», но также и систему управления «технарями» — и передать ее своим сотрудникам. Таким образом, вы будете чужими руками не только выполнять саму работу, но также и управлять.
Личная свобода владельца бизнеса
Третий шаг, на котором и начинается личная свобода, — владелец бизнеса. У владельца может быть несколько ролей, и ваша задача — выбрать ту, что максимально подходит именно вам.
Инвестор рассматривает бизнес как финансовый инструмент: вкладывает какие-то средства в активы компании и получает соответствующую ежемесячную прибыль. А само предприятие рассматривается, в первую очередь, как объект финансовых вложений.
Вторая роль — «развивающий бизнес»
Такой человек занимается продвижением бизнеса, построением сети партнеров, работой с регионами. Причем он занимается этим не физически, а концептуально: строит новые системы, нанимает людей, — чтобы развивать компанию и поднимать ее на новую высоту.
У большинства стандартных бизнесов существует финансовый потолок. Для ресторана, например, в зависимости от города и места расположения, это оборот в полмиллиона долларов в год. Задача владельца, занимающегося развитием бизнеса, — пробить этот потолок и увеличить оборот раз в десять.
Третья роль — «развивающий технологии»
В Microsoft, например, таким человеком является Билл Гейтс. Он развивает не бизнес, а технологии: уникальность, «изюминку» компании — чтобы бизнес развивался правильно и была возможность получения больших финансовых прибылей.
Обычно владелец компании пробует совместить все три роли: кроме того что выполняет функции директора, он также и инвестор, и тот, кто развивает как сам бизнес, так и технологии.
Чем больше задач берет на себя руководитель, тем сильнее бизнес начинает буксовать.
Проблема делегирования продаж
Проблема многих собственников заключается в следующем. Будучи хорошим и «технарем», и «продажником», прекрасно разбираясь в том, что предлагаете рынку, и давая ему достаточно положительных эмоций, вы лично делаете половину всех продаж. Любой менеджер продает как минимум в два раза меньше вас. Поэтому, когда при внедрении системного подхода вы передаете кому-либо свои функции, то теряете по меньшей мере половину продаж.
Выйти из этой ситуации можно, наняв сразу нескольких человек. Либо (как это часто бывает на этапе стартапа) — передав функции поиска потенциальных клиентов сотрудникам. При этом «закрывать продажи» вы все так же продолжаете сами. Потому что, привлекая другого человека на «закрытие сделок», можно потерять очень большой процент продаж.
Против этого нет никакого рецепта, кроме расширения штата сотрудников, конвертирующих потенциальных клиентов в реальные. Плюс — увеличение количества входящих заявок от потенциальных клиентов. Если же вы будете продолжать все делать сами, то никуда от своего бизнеса не денетесь. И при каждом вашем вынужденном отсутствии (например, болезни) продажи будут падать в три раза.
Так происходит с любым предприятием, построенным «на собственнике». Поэтому ключ к успешному бизнесу — это формирование системы привлечения новых клиентов. А вовсе не сами люди, которые выполняют соответствующие функции.
Настоящее правило успеха: бросайте работу В своем бизнесе. Начинайте работать НАД ним.