Государственный литературный музей пополнил свою коллекцию
Для Государственного литературного музея одним из главных итогов ушедшего 2010 года стало значительное пополнение коллекции. Одно из крупнейших литературных собраний мира увеличилось более чем на тысячу единиц хранения, сообщает телеканал «Культура». Это уникальные книги, рукописи, документы, фотографии, портреты, многие из которых вернулись на родину из-за рубежа после десятилетий «вынужденной эмиграции».
Среди новых экспонатов — снимок Андрея Белого, сделанный знаменитым фотографом Моисеем Наппельбаумом, с карандашной надписью руки Пастернака. Вдова Белого, Клавдия Николаевна Бугаева, послала этот снимок Пастернаку, который мечтал издать Белого во Франции. Снимок сопровождается рукописью Андрея Белого, в которой он комментирует первые письма к Александру Блоку из их более чем 18-летней переписки.
Также фонды музея пополнились и 37-ю письмами Виктора Некрасова, которые он писал с фронта матери. Одна из самых интересных коллекций – архив Льва Копелева, осужденного весной 1945-го на 10 лет с формулировкой «за гуманизм и жалость к противнику». В тюрьме он познакомился с Солженицыным, стал прототипом Рубина в «Круге первом», и написал 330 страниц – статьи по физиологии и психологии речи.
Одна из жемчужин коллекции — записка, которую Михаил Булгаков написал на манжете. Имя старательно стерто, и по сей день неизвестно, кому она предназначена. В сентябре 1922 года Булгаков адресовал ее «тому, единственному человеку, который нашел слова, чтобы поддержать у меня пламень». Сотрудники музея надеются, что в новом году загадка этой записки будет решена.
|