“Книга — это разговор”. Как читать с детьми?
Елена Соковенина
«Что не скучно, то уныло», — cказал четырнадцатилетний мальчик, когда ему было предложено оценить несколько новых повестей для подростков.
“Да они вообще не читают!” — хором воскликнут учителя, родители и библиотекари.
Неправда. Этот же самый мальчик однажды всю ночь не мог оторваться от толстого романа про детский дом 1920х. После чего сказал: “Хорошая книжка”, и даже не подумал вернуть в родительский шкаф. Поставил к себе.
Этот же самый мальчик унес сборник рассказов мало кому известного сегодня О’Генри и пристроил рядом с фантастическими повестями, любимыми с детства.
Так в чем же дело? Почему “не прокатили” хорошие книги, написанные талантливыми авторами и получившие престижные премии? Ведь даже роман про детский дом человек нашел сам, только спросил, про что книга. И получил тогда ответ: “Про трудных подростков. В детстве я ее очень любила”.
Трудный подросток сказал “угу”, взял книгу и ушел.
С О’Генри было так. Разговаривали. Прозвучало: “…как говорил Энди Таккер”. — “А кто это?”.
Потом был О. Бендер. “Ой, нет, нет!” — закричал подросток, обнаружив в руках родительницы раскрытую книгу. Кажется, в этот раз он ничего и не спрашивал. Просто захотелось поделиться. “Разговор с голым инженером”, — объявила родительница. Публика смирилась и навострила уши. Хохотала, хихикала и задавала вопросы. А затем сообщила: “Надо же! Фильм смотрел — чепуха какая-то. И такая смешная книжка!”.
Зуб даю: если я возьму эти отвергнутые книги и начну читать вслух — реакция будет другой.
Охотно читающий ребенок — это почти как белый лев или дельфин. Исключение. Эти бездельники и балбесы читают в редчайших случаях — когда им особенно угодили. Но дети читают. Если в доме есть взрослые, которые читают им вслух — несмотря на нытье и попытки спастись. И только так. Если читать им то, что вам самим нравится, цитировать кусочки любимых книг — просто так, в порядке болтовни — они будут читать.
Это и есть то слабое место, которое рождает упомянутое: “Они не читают!”. Если вы рекомендуете ребенку читать некие книги, а сами не испытываете к этим книгам никаких чувств — толку не будет. «Книги вообще» не в состоянии вызвать интерес ребенка. Но им интересны вы, ваши переживания. Ведь что такое книга? Это способ поговорить. Автор пишет книгу затем, что некоторые вещи в двух словах не скажешь. Если у вас с автором эти вещи совпадают — разговор состоялся, его хочется слушать. А если нет — то нет. Если вы даете ребенку книгу и хотите, чтобы он ее прочел, то ребенок должен понимать, что книга не оставила вас равнодушным.
Единственный способ это показать/объяснить/выяснить — читать вместе.
Но как читать с ребенком? Ведь многие из нас пытались это делать, и получали в ответ махания рукой с комментарием: “Ай, скучно!”
Есть несколько моментов, которые стоит взять на вооружение.
1. Начало. Начнем с любого удобного нам места. Главное, чтобы быстро “зацепило”. (Кстати, многие дети (и даже взрослые) именно таким образом выбирают книгу в магазине).
Почему так? Ведь это беспорядок?
Не совсем. Вернее, это хороший беспорядок. Дело в том, что действие в начале книги довольно часто бывает замедленным, незнакомые персонажи совершают непонятные поступки или долго рассуждают. Это может заинтриговать взрослого, сообщить ему, что следует проявить немного терпения, но непоседливая природа ребенка здесь протестует. (Собственно, эта самая непоседливая природа и легла в основу метода).
Повредит ли это стройности повествования? Нет. Освоившись и познакомившись с кое-какими героями и событиями в середине, читатель спокойно возвращается к началу книги. Или, начав с середины, дочитывает до финала, после переходит к началу. Кстати, именно таким образом лучше запоминается содержание, проясняется сюжет и начинаются размышления над замыслом автора.
Начинаем с одного фрагмента: уместного в разговоре, поясняющего ваши шутки или любимые выражения, или просто интересного. Если все получилось, чтецу угрожает отмена всех дел и продолжение чтения, пока и у читающего, и у слушающего не останется сил. Если нет — ничего. Сегодня один фрагмент, завтра другой — и вот уже, завидев в ваших руках книгу, аудитория сует туда свой любопытный нос.
2. Фрагмент не должен быть длинным. Наткнулись на нудный отрывок — пропускайте. Лучше всего объяснить, почему вы это сделали, и о чем речь в пропущенном отрывке. Если вам случалось держать в руках хрестоматию, то это именно такой метод: отбор важных фрагментов необходимых произведений для общего ознакомления. Какие-то места могут оказаться сложными для понимания ребенка. Ничего, наверстаете.
3. “Знаешь, что?” После этого заклинания вы говорите ребенку: “Прочел тут в одном месте то и это. Думаю то-то. Как тебе кажется?”. После чего зачитывается то самое место.
Немедленного праздника не ждите. Во многих случаях человек станет ворчать, бубнить и отнекиваться. Говорить, что ничего не понял из ваших объяснений. Не страшно. Зато он знает, что он вам интересен, сам узнал что-то о вас и понял: в случае чего можно точно так же прийти к вам.
Ведь что такое книга? Это просто разговор.
|