Доминик Веннер: отдать жизнь не «за», а «против»
В наше время среди писателей и поэтов, а тем более — среди публицистов уже почти не найти горячих голов, способных отдать жизнь за идеалы. Тем более уникальным становится случай, когда человек науки и литературы идет на то, чтобы расстаться с жизнью не «за», а «против» чего-то. Однако исключения, видимо, пребудут во все времена. именно таким исключением стал француз Доминик Веннер — популярный на родине и в Европе, но мало известный в России и СНГ. Что ж, его демонстративная гибель — веский повод заполнить пробел в биографических данных.
Доминик Веннер родился в Париже 16-го апреля 1935-го года, в семье архитектора. Его детство и юность мало отличались от типичных для парижанина; однако уже во вполне сознательном возрасте Веннер принял участие в Алжирской войне, а в 1965-м году, вернувшись с фронта, вступил в «Секретную вооруженную организацию». Одной из целей этого движения была смена правящего строя во Франции.
В результате активного участия в деятельности организации Доминик Веннер был арестован, и провел около полутора лет в тюрьме. В 1962-м году он вышел на свободу, но продолжал сотрудничество с ультраправыми. В частности Веннер участвовал в основании движения «Новых правых» и совместно с писателем и философом Аленом де Бенуа («Как можно быть язычником», «Против расизма», «Пена и галька» и др.) разрабатывал постулаты «нового европейского национализма».
В 1971 году Доминик Веннер ушел из политики для того, чтобы уделить больше времени истории. В основном его интересовала история оружия и военной политики – среди его трудов многие посвящены именно этой тематике. Одна из самых известных его работ – «История Красной армии» — получила награду Французской академии. Также Веннер являлся редактором «Нового журнала истории» с 2002-го года.
Он покончил жизнь самоубийством 21 мая 2013 года в Соборе Парижской Богоматери, очевидно предполагая свою смерть примером «новых действий, показательных и символичных», призванных пробудить «усыпленное сознание» общества. Доминик Веннер был до глубины души возмущен тем, что президент Франсуа Олланд провел в жизнь закон, разрешающий в стране однополые браки, как и обещал во время предвыборной кампании. Обе цитаты — из его предсмертных писем. Веннер призывал соратников сопротивляться новому закону о разрешении однополых браков и за несколько часов до смерти.
После самоубийства Веннера многие журналисты поспешили заявить, что публицист всегда был маргиналом и его ультраправые взгляды делают суждения писателя необъективными. Что ж, Веннеру трудно отказать в радикализме. Однако его поступок, безусловно, оказался не менее эффектным, чем принятие во Франции нового закона.
|